Амундсен и Йоа

Oct 05, 2013 00:37



По следам совета читаю книгу «Scott And Amundsen: The Last Place on Earth
» Роланда Хантфорда.

Я очень хотел поскорее начать и не ждать доставки, поэтому купил на английском для Киндла. Так что сейчас, когда все нормальные ребята уже прочли книгу на русском, мой прогресс 14%, до Скотта и той части, что была в совете, ещё не дошел. Зато мой английский нехило обогатился морскими терминами, разными собачьими упряжками, санями, видами снега, болезнями.

Особенное удовольствие доставляет перевод слов. Читаю я на телефоне или айпаде, где не всегда есть интернет, да и интерфейс поиска в Гугле у Киндла гадкий, так что я приноровился пользоваться встроенным словарём, который даёт определения на английском же. Моя учительница говорила, что это полезно. Первые две недели мне временами хотелось плакать, но сейчас - освоился: до трёх этажной глубины, когда, читая объяснение одно слова, я понимаю, что не знаю слова и из него, ищу их и, найдя, обнаруживаю, что там тоже не всё понятно, дохожу редко. :-)

Зато медленное чтение позволяет лучше всё понять и обдумать. Первая часть книги про самого Амундсена. Ребзя, это же натуральный Джобс полярных экспедиций: перфекционист, которого с детства пёрло исследовать полярные районы.

Интересно, как он относился к проектам, к подготовке, к подбору людей. Запомнилась пара отрывков.

Амундсен пишет в своём дневнике (перевод мой, очень вольный):

Мы основали на Йое [«Йоа» - Название корабля, на котором Руаль впервые в мире прошел по Северо-Западному проходу] маленькую республику ... Исходя из своего опыта я решил, что, пока возможно, на борту следует использовать систему, основанную на свободе, чтобы каждый чувствовал независимость в своей сфере деятельности. При таком подходе среди разумных людей сама собой возникает добровольная дисциплина, работающая гораздо лучше принудительной. Каждый ощущает себя человеком, потому что к нему относятся как к разумному существу, а не машине ... В таких условиях желание работать во много раз сильнее а, следовательно, и эффективность работы. Мы все с радостью работали ради общей цели.
Где-то я уже читал что-то похожее.

Дальше уже слова автора книги:

В команде исповедовался принцип превосходства личности: уважение распределялось не по рангам и титулам, а на основании личных качеств каждого.

Один капитан говорил, что корабль Амундсена был самым удивительным, что он видел: «Никаких приказов не отдавалось, но каждый, судя по всему, точно знал, что ему надо было делать».

Хельмер Хансен писал: «я пришел не к строгому капитану, не к боссу, было ощущение, что меня встретил добрый отец».

Конечно, не все разделяли такие чувства к Амундсену, но он старался выбирать тех, кто разделял. Однако, сентиментам Амундсен не давал затуманивать рассудок. В одной из историй он дал кандидату в экипаж Йоы задание уложить сушеную рыбу (для собак) в трюме. «Это невозможно сделать, - последовал ответ, - там нет места». - «Это для тебя нет места на этом корабле», - сказал Амундсен, кусая губу. «Собирай манатки и уходи».

Амундсен не терпел мудаков, он требовал экстраординарной инициативы. Одним из главных уроков Бельжики [на ней Амундсен плавал старпомом, и там был писец] было понимание, что в стрессовых ситуациях пассивность превращалась в апатию. Он придумывал небольшие тесты, как, например, тот с укладкой рыбы, чтобы отсеять слабаков, пока не поздно.
В общем, биографии охренительно интересно читать.

Йоа, Бельжика, Книги, Полярный круг, Роберт Скотт, Снег, Амазон, Север, Руаль Амундсен, Роланд Хантфорд, Корабль, Лёд, Северо-Западный проход

Previous post Next post
Up