Существует самое разное волшебство. Волшебство музыки, изобразительного искусства, словесного творчества. Есть волшебство любимых людей и любимых вещей. Волшебство событий и атмосферы. Когда все эти чудеса соединяются воедино, случается катарсис. 11 апреля 2014 г. он случился у меня.
Начну с предыстории. Я очень люблю музыку Рихарда Вагнера. "Очень люблю", в данном случае, 2 слова, включающие многогранное отношение. Я им восхищаюсь, внимаю, растворяюсь в его музыке и... сложно описать это словами. Пусть будет "очень люблю".
Никогда в своей жизни не бывала на опере, равно как и ни разу не слышала оркестра вживую. Случайно и крайне неожиданно купила 2 билета на 11 апреля на концерт «
Оперные звезды вагнеровского Байройта», заручилась маминой компанией и отправилась окультуриваться.
Вернемся к катарсису. Он наступил почти сразу, как только я услышала вступление к "Летучему голландцу". Я помню первую свою мысль: "господи, если мне суждено оглохнуть, пусть сразу после концерта, чтобы ни один звук после этой музыки не проник в мои уши". Оркестр "Новой оперы" был на высоте. Казалось, что ты плывешь по волнам, и перед тобой появляется корабль-призрак. Не нужно слов, не нужно картинки. В голове сами собой рисовались события, эмоции, видения.
Наконец-то я поняла, что такое Дирижер. Ян Латам-Кёниг - маньяк и служитель музыки, повелитель оркестра и его слушатель. Художник, управляющий кистями оркестра, и кисть, рисующая оркестровыми красками. Казалось, что его руки живут отдельной жизнью, и, в то же время, его дирижирование шло глубоко из души. Улыбчивый и, уверена, очень добродушный человек. Лицо выдает. Внутренний свет ничем не скрыть.
После музыки настал черед исполнителя. Мы увидели удивительного, статного Клеменса Бибера с чарующим голосом и лучистым взглядом. Неожиданно мелодичный немецкий язык звучал поразительно красиво. Слушатели были заворожены.
В конце скажу два слова о Светлановском зале Московского Международного Дома музыки. Прекрасная планировка (хорошо видно сцену отовсюду), необыкновенная чистота и, может быть, это покажется смешным, приятнейший запах дерева.
Благодарна организаторам за возможность прикоснуться к волшебству. Великому, масштабному и, неожиданно, такому близкому волшебству.
Кому интересна программа, которую я услышала, вот она:
1 отделение
Рихард Вагнер (1813-1883)
Фрагменты оперы «Летучий голландец»:
Увертюра
Каватина Эрика «Willst jenes Tags du nicht dich mehr entsinnen»
(«Ах, вспомни ты день первого свиданья») из III действия
Фрагменты оперы «Лоэнгрин»:
Вступление
Ария Лоэнгрина «In fernem Land» («В краю святом…») из III действия
Ария Лоэнгрина «Mein lieber Schwan» («Теперь прощай, о лебедь мой!»)
из I действия
Фрагменты оперы «Нюрнбергские майстерзингеры»:
Антракт к III действию
Песня Вальтера фон Штольцинга «Am stillen Herd in Winterzeit»
(«Когда дремал под снегом лес») из I действия
2 отделение
Рихард Вагнер
Фрагменты оперы «Валькирия»:
«Полет Валькирий» (антракт к III действию)
Монолог Зигмунда «Ein Schwert, verhiess mit der Vater» («Мне меч отцом был завещан») из I действия
Монолог Зигмунда «Winterstürme wichen dem Wonnemond» («Бури злые стихли в лучах весны») из I действия
Траурный марш из оперы «Гибель богов»
Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»