Турбизнес по-хантыйски.

Apr 18, 2015 23:37



Таёжное мимими.

Когда вы в последний раз кормили оленей? А катались на них? А ели?
(пожалуй грубоватая какая-то завлекушка получилась, ну да ладно)
Мне вот довелось на днях. На стойбище "Карамкинское". Настоящее такое вполне аутентичное место обитание северных аборигенов. Только вот главный источник доходов у хозяев, не олени и не рыба с ягодой, а туристы.
Под катом этнотуристический репортаж. С фоточками.

Сразу о географии. Югра, Нижневартовский район, приток реки Аган недалеко от села Аган. Места традиционного проживания ханты. Занесло меня туда вместе с очередной тургруппой. Местные офисные газовики приехали вкусить экзотики, а я по своим делам.

Надо сказать, что за десять лет работы корреспондентом на Телевидении Нижневартовского района я этой экзотики насмотрелся вдоволь. И на праздниках где всё красочно и ярко, и в сёлах, где всё грустно. Бывал и на стойбищах в лесу. На разных. Конечно у Еремея Айпина и у Юрия Вэллы всё очень неплохо и с оленями и постройками и с техникой. И дорожки корреспондентские туда хорошо натоптаны. Но многие с трудом сводят концы с концами. Поэтому и перебираются в сёла и посёлки. Власти всячески пытаются мотивировать аборигенов к традиционным способам хозяйствования. Выделяют различные субсидии и материальные помощи, приобретают оленей за счёт бюджета, тем кто разводит оленей в лесу платят зарплату. Нефтяники, которые своей хозяйственной деятельностью по сути разрушили традиционную систему жизни лесных народов, тоже помогают. Нефтяные компании заключают соглашения напрямую с главами родовых угодий и помогают материально: дают технику, топливо, стройматериалы. Кому сколько, рассчитывается в зависимости от конкретного ущерба компании конкретному родовому угодью. С одной стороны вся эта поддержка помогает не загнуться аборигенам, а с другой помогает загибаться быстрее. В сознании укореняется иждивенческая модель: зачем работать и развиваться если власти и нефтяники не дадут пропасть при любом раскладе. И дом в селе дадут, и буран с полным бензобаком, и льготами обеспечат. Да и детям особо учиться в школе не надо, выпускникам дорога в вузы открыта на бесплатные бюджетные места. Вообщем все возможности для деградации, спивания и вырождения как нации. Конечно тема эта очень глубокая и заслуживает отдельного разговора. Здесь же я поверхностно коснулся её, чтобы далее рассказать об интересном на мой взгляд примере, как можно жить по-другому.

От Нижневартовска примерно 2 часа по автотрассе. В условленном месте водитель останавливается. Все на выход. 8 километров от трассы до стойбища мы преодолевали в санях. Чтобы попы не подмерзали, на нарты постелены оленьи шкуры .



Погода плюсовая, в нартах не холодно. Народ на ходу делает селфи. Далеко не последние за сегодня. Управляют снегоходами хозяйка стойбища Любовь Казанжи и её муж Иван.





Ближе к стойбищу лес становится гуще, дорога уже, деревья выше, тайга таёжнее, природа природнее. А может только кажется.



На стойбище первым делом обряд очищения по хантыйскому обычаю. Огнём и дымом от горящих стружек пихты.



Подумал о всём плохом, что тебя тревожит, попрощался мысленно с ним и переступил. Шаманизм да и только.



Таким же огненно-дымным способом ханты очищают от злых духов новые постройки. Ходят вокруг и окуривают. Может с буранами и лодками так же, но сам не видел.



Обряд и всю дальнейшую экскурсию проводит Мария Сверлова. Милая приветливая женщина. Живёт в селе Аган, ведёт в школе национальные кружки. Здесь подрабатывает по договору от случая к случаю. Планирует после выхода на пенсию экскурсоводить на постоянной основе.



Злые духи обезврежены, теперь можно продолжать знакомство с жизнью коренных народов севера. С бытом, верованиями и обычаями.



Пришло время рассказать собственно о самом стойбище и о том, как оно превратилось в объект этнотуризма. Четыре года назад Любовь Казанжи зарегистрировалась как частный предприниматель. Взяла у рода Тырлиных в аренду стойбище, составила бизнес-план и подала заявку на окружной грант.



Любовь Васильевна Казанжи.

Внутренний туризм в устах политиков дело нужное и важное, но на деле не очень то пока популярное. В округе решили, что проект заслуживает поддержки и дали денег. Два миллиона. На эти деньги Любовь закупила технику, развернула строительство на стойбище. Сегодня на территории в 4 гектара расположены межсезонное стойбище, баня, лабаз, ледник, помещения под технику, чум, дровник, беседка, караль для оленей, сарай под электростанцию.



Стойбище "Карамкинское", вид со стороны леса.



Чум с деревом желаний.



Банька. Скромная такая ))



Лабаз. Вырезы на опорах защищают внутренности от посягательства различных таёжных грызунов.



Хозпостройки

Центральное место стойбища занимает кораль. Так называется загон для оленей. Стадо небольшое. На момент съёмки 26 голов. Накануне приезжал ветеринар. Сделал необходимые прививки и кастрировал быка.



Для ханты, живущего в лесу, олени - "наше всё". Это и мясо и, и мех и средство передвижения. В лесных условиях, да среди нефтяных месторождений, оленеводством не шибко позанимаешься. Это не то что просторы Ямала с их многотысячными стадами. И как власти не стараются поголовье не сильно прирастает. В конце девяностых говорили даже о о перспективах промышленного разведения, но всё это осталось только перспективами. Во всяком случае в Нижневартовском районе.



Как и другие аборигены, живущие в лесу и разводящие оленей, Любовь получает официальную зарплату оленевода. Так муниципалитет поощряет тех, кто решается жить в лесу.



В известной песне поётся, что лучше оленей ничего нет. В реальной жизни главные друзья таёжных жителей - снегоходы. На стойбище их четыре. Приобретены на деньги гранта. Есть ещё моторные лодки и электростанции, обеспечивающие электричеством все постройки. Проверил, работает. Главное что смартфон заряжает.



Для приезжающих на стойбище построены три дома. Каждый рассчитан на десять мест.



Гостевые дома.



На крыше лежит шкура медведя.

В одном из домиков нас ждал горячий обед. Шурпа из оленины, чай и клюквенный морс.



Шурпа была очень вкусная, но к сожалению мало. Видно данная экскурсионная программа не предусматривала добавку. Конечно при желании можно договориться и на добавку, и на уху, и на различные чисто национальные блюда.



А так изнутри выглядит хозяйский дом.





На стене многочисленные грамоты и благодарственные письма. За участие в различных национальных праздниках и мероприятиях и за сохранение и развитие культуры народов Севера.



Из туристских развлечений на стойбище главное - олени. Общение с этими милыми животными никого не оставляет равнодушным. Кормёжка мохнатой морды с рук и селфи в обнимку. Что ещё надо для счастья городского жителя.





Ещё в автобусе все решили, что выпечку из сухпайка скормят оленям и распихали её по карманам. Пирожки с павидлом олени ели охотно, а вот сосиски отказались жевать. Я бы не отказался.



Ну согласитесь, милый же? Вот так бы фотал и фотал его! Что я собственно и делал.



В какой то момент мне даже подумалось, что ещё чуть чуть и дети захнычут: "маааааам я хочуууууу, ну купиииии мне такого".



Когда сухпаёк иссяк, Любовь Васильевна принесла из сарая специальный корм. Какие-то серые прессованные цилиндрики. Пытался выяснить состав, но безуспешно.



Затем пришла пора активных забав.
Хочешь с горки на ватрушках катайся,



хочешь на оленях.



Олени для езды особые. Их специально приучают к упряжке. Этого красавца (красавицу) зовут Мука.



Мука

А это Лента.



Детям катание на оленях понравилось. Лично меня не сильно впечатлило. Прикольнее было бы по пересечёнке или по лесу погонять. А так, по речке, не хватает экстремальности.







Несколько рейсов с загруженными нартами слегка притомили Муку и Ленту. Животные с жадностью едят снег.



А это стол с сувенирами. Различные украшения и предметы быта с национальными узорами.





Традиционные хантыйские куколки без лиц. Обязательный пункт в сувенирном ассортименте.



Ну а теперь пришло время фотографирования в национальных костюмах. Кстати все костюмы Любовь Васильевна изготовила собственоручно.



Мне больше всего понравилась шуба, что в центре кадра. Оказалось , что она единственная, которая была куплена. В 2011 году Любовь отдала за неё 100 тысяч рублей. Уж не знаю много это или мало. Мне кажется много. Но очень красивая.



Дамы обрядились в шубы, выстроились перед фотографами и, пританцовывая, запели. Естественно: "Нарьян-мар мой, Нарьян-мар. Городок не велик и не мал...." Слов дальше никто не знал, поэтому две незабываемые строчки пропели много раз. Потом вспомнили про "Мы поедим, мы помчимся, на оленях утром ранним". Под эту песню уже пустились в хороводные пляски со скрещенными руками над головой.



Всё время, что мы были на стойбище нас сопровождали местные дети.
Это племянница хозяйки Доминикана. Когда я услышал имя переспросил. Реально Доминикана.



Девочка сначала сторонилась и избегала общения. Туристы со знанием дела переговаривались: "Понятное дело, в лесу живут. Они как индейцы. Дикие". Но уже через час от "дикости" не осталось и следа. Оказалось, что Доминикана довольно общительная и весёлая.



А это четырёхлетний внук Ваня. Серьёзный на первый згляд мужчина. С ножом на поясе. Игрушечным.



А это Ваня выпендривается перед фотокамерой. Чуть бабушку не зашиб.



Ваня с хореем. Хорей - специальный шест, которым погоняют оленей.

Выяснил, что Ваня и Доминикана никакие не лесные жители. Живут они постоянно в селе Аган со своими родителями, а на стойбище приезжают на выходные.



Наша программа пребывания на стойбище наверное самая простая. С каждой группой всё оговаривается индивидуально. В зависимости от хотелок и бюджета. Это может быть как несколько часов обзорной экскурсии, так и несколько дней проживания с выездом в ближайшие окрестности на рыбалку и охоту или за дикоросами.
С самого начала своего турбизнеса Любовь Казанжи плотно работает со "Спутником". Часто приезжают нефтяники, отдохнуть или провести корпоративные мероприятия. Нередко здесь можно встретить иностранцев.

Популярность "Карамкинского" растёт и Любовь Васильевна намерена расширять успешный бизнес. Подала заявку на очередной грант. На него планирует докупить техники и обустроить стойбище. Построить пару гостевых домов, домики для мастер-классов и приёма пищи. Кстати срубы уже частично сложены.





В заключении о ценах. Дневное пребывание одного человека 1500 рублей. Фото в костюмах 100, катание на оленях 300. Это то что было у нас, у вас может быть будет по-другому, как договоритесь ))





Перед тем, как покинуть стойбище, ещё один хантыйский обряд (хотя, по-моему, у многих народов есть аналогичный). С хорошим мыслями и пожеланиями вяжем ленточки. Я не повязал, у меня и так всё хорошо))



В автобусе на обратном пути в Нижневартовск народ делился впечатлениями и просматривал отснятые фотографии. Женщины за мной восторженно обсуждали момент, который их особо поразил: "И ведь сколько лет, косметикой и кремами не пользуется, а какая идеальная кожа! Как у младенца!" Это они о хозяйке стойбища.

А я выкладывал селфи со стойбища в инстаграм и думал, что хорошо бы приехать в эти края летом. Чтоб с ночёвкой, костром, рыбалкой и грибами. Посмотрим.



Автопортрет.

Если понравилось, можно репостнуть ))

экзотика, этнотуризм, день КЩ, ХМАО, Нижневартовский район, Югра, фотография, ханты, аборигены

Previous post Next post
Up