И снова про языковые будни - Почему мы не можем выучить иностранный язык?

Nov 27, 2015 14:30

Оригинал взят у melisyonok в И снова про языковые будни - Почему мы не можем выучить иностранный язык?
Чем больше я развлекаюсь изучением языков - а языки для меня все-таки хобби, в котором я получаю удовольствие от процесса и где мне не всегда критичен результат - тем меньше я согласна с утверждением некоторых моих знакомых, которые десятилетиями не могут осилить один английский, что у них не хватает способностей.

Пожалуй, если бы меня спросили сейчас с моим достаточно большим опытом изучения языков, я бы сказала, что два ключевых фактора, важных, чтобы выучить иностранный язык - это хороший преподаватель + мотивация.Причем зачастую достаточно будет и одного пункта при более слабом втором, но если в наличии есть оба - отличное знание языка вам гарантировано.

Сначала про хорошего преподавателя. Я не филолог, меня не учили преподавать язык пять лет, но для того, чтобы оценить художественный фильм, не нужно быть актером или режиссером, верно? Я человек с достаточно неплохими способностями для изучения языков, но я не супер-талант, вопреки преувеличенным утверждениям некоторых любящих меня людей, и я точно не человек, который может сам себя на год посадить за книги и выучить, скажем, итальянский с нуля, как, например, vero_falso. Зато я уже примерно 15 лет постоянно изучаю несколько иностранных языков одновременно. Я начинала учить и доучивала до разной степени 14 языков, через меня прошло примерно 70-80 преподавателей, я занималась в группах, в маленьких группах, индивидуально, в стране, где говорят на языке, который я изучала, на интенсивных курсах и на обычных - по 2-3 раза в неделю. На мне опробовали массу методик и методов :) И вот, что я из этого всего поняла (наверняка вот t_ramisy это все и без меня знает, например, но, может, кому-то будет интересно и полезно):

1. У меня было очень много плохих преподавателей. Плохих намного больше, чем хороших, хороших по каждому языку я помню и в общей сложности из восьмидесяти примерно я сейчас назову 3-5 действительно классных (причем из них троих я встретила в Германии и они преподают немецкий, и двое англичан в Днепропетровске), человек 35 были сносными, на шестерочку - семерочку и кто-то даже на восемь из десяти. Остальные были просто очень плохими преподавателями. Или их не обучили, как преподавать язык, или их обучили неправильно, или они просто считают, что закончить филфак было достаточно. Наверное, вы спросите, что такое плохой преподаватель. Приведу вам пример :)
Когда я пришла изучать итальянский в центр на Олеся Гончара (на углу с ул. Чернышеского, упаси вас боже отнести им туда свои деньги), преподаватель в качестве учебника сказал нам купить книгу - внимание! - итальянский за 30 дней, самоучитель! Дальше продолжать эту грустную историю?

но больше всего меня удивляет не то, что плохих преподавателей много. Больше всего меня удивляет то, что подавляющему большинству их учеников и в голову не приходит винить в своем низком уровне преподавателей. Я много раз обсуждала качество преподавания языка, и вот особенно в наших широтах -в Европе люди часто учат не первый и не второй язык и уже лучше понимают, как обучение должно происходить или хотя бы, как больше шансов что-то выучить - да, так вот в наших широтах студенты и клиенты склонны во всем винить себя. Это У НИХ нет способностей к языкам, КЛИЕНТЫ не делают домашние задание, КЛИЕНТЫ не могут выучить формы глаголов, КЛИЕНТЫ не разбираются в грамматике, а мысль о том, что проблема в преподавателе, никому не приходит в голову.



Мне кажется, корень проблем в том, что у нас а) вообще не выработана привычка требовать качественного обслуживания б) многие люди по-прежнему не рассматривают языковые курсы, как товар, которого вообще-то на рынке много (если это , например, курсы немецкого в Берлине или английского где угодно), а значит, можно и нужно требовать и выбирать. Когда это отношение приходит, тебе уже не стыдно попрощаться после двух занятий с плохим преподавателем и найти себе того, с кем будет результат.

2. Условие второе, не такое важное, но облегчающее понимание, почему язык не дается или почему не получается попрощаться с преподавателем, с которым язык не учится. Вариант первый - у вас нет психологического контакта с преподавателем. Он или она вам не нравятся, вы ему или ей не нравитесь, вас человек раздражает в конце концов. Тут, кстати, очень сложно тогда разделить, где ваше неприятние курсов или языка связаны с человеком, а где с качеством преподавания. У меня была такая девочка-преподаватель немецкого на интенсивных курсах и сейчас дама, которая меня жутко бесит, читает мне немецкий по средам. Я хожу туда, как на пытку, и все не решусь бросить, потому что курсы мне оплатил университет, но чувствую, что еще пару сред с таким настроением, и все :) Но при этом когда я объективно думаю о том, что не так с методикой, я понимаю, что она не самая лучшая и эффективная - например, у меня на немецком и французском в группах по 18 человек. У француженки я говорю в среднем раз 10 за занятие сама перед группой и 1-2 раза у меня диалог на французском с партнером за 1,5 часа. За 3 часа у немки я раза три могу открыть рот. И так далее. Но при этом я понимаю, что мое отношение к ней еще и предвзятое.

Бывает и наоборот - человек очень приятный и симпатичный, но преподаватель плохой, но вы ему или ей спускаете это с рук, потому что вам человека жалко обидеть и вы ходите и мучаете эту грамматику, а он ее не может объяснить, и все это так уныло (вспоминаю свой турецкий полтора года назад с Керемом, ой-ой-ой)

3. С тех пор, как я попробовал учить немецкий с нуля на немецком, я вообще не понимаю, зачем и почему иностранные языки все еще преподают не на них же. Ну хотя бы с уровня А2, если уж в начале нужно что-то объяснять. Это настолько качественно другое ощущение и более правильный подход, небо и земля,честное слово. Представьте, как при этом меня бесит, когда на разговорном занятии по испанскому, уровень С 1, испанка переходит со студентами на немецкий, мне в нее хочется чем-то запустить. С1! Какой немецкий?

4. И да, мотивация. Если вы учите английский язык уже десять лет, и я не убедила вас своим постом, что вам просто нужно сменить курсы или преподавателея, может, этот английский вам и не нужен совсем, и лучше тратить время и деньги на спорт, вышивание, алкоголь?
Мотивация - великое дело, она заставляет делать домашнее задание, смотреть фильмы на изучаемом языке, говорить, даже с ошибками, потому что ПРЕТ.

Мотивацию нужно найти. Мне, кстати, с мотивацией сложно: выучить, потому что НАДО, у меня работает с языками очень плохо. Я знаю, что НАДО мне было выучить английский и в общем-то, кого я обманываю, его достаточно. Немецкий мне знать НАДО БЫ, но мой уровень уже намного выше того, что нужен для гражданства, все мои друзья немцы говорят на английском с чудесным и милым моему уху немецким легким акцентом и совершенно свободно, для моей работы английского и испанского совершенно достаточно, то есть вот это НАДО - оно не стоит ребром.

Меня могут мотивировать две вещи -
- мне что-то очень нравится делать. Мне не важно тогда, какой преподаватель, устала ли я или нет, есть ли другие приоритеты - вот мне сейчас нравится французский, я на него хожу. Мне не важно, выучу ли я его или нет, меня прет процесс, но он учится куда легче, когда я его учу просто так. Не потому, что надо

- у меня есть хороший преподаватель, которого мне не хочется расстраивать. По пятницам на 8 утра (восемь! утра! пятница!) у меня урок немецкой грамматики. Если у вас в жизни все слишком скучно и хорошо - начните учить немецкую грамматику, потом будет, как с покупкой козы, бросите - и вам станет хорошо :) Но мне попалась совершенно замечательнейшая преподаватель немецкой грамматики, я наконец стала понимать, что делать с окончанием артиклей, какие предлоги идут с какими глаголами и чем пассив в немецком отличается от будущего времени (не спрашивайте, вы не хотите этого знать:)
Одна моя надежда добить немецкий, это пойти к ней в следующем семестре и на обычный курс на еще 3 часа в неделю, потому что она чудесная

У меня была подружка, с которой мы учили турецкий. Ее перло так, что она завела себе ФБ аккаунт только чтобы говорить по-турецки. Через год у нее было 600 друзей-турков и свободный разговорный, а мой воз был и ныне там - вот что значит желание :)

Иными словами, прежде чем ставить на себе клеймо неспособного к языкам человека, задайте себе два честных вопроса:

1. Хороший ли у меня преподаватель? (спросите, какие преподаватели были у ваших друзей, которые выучили языки, как у них проходили занятия, что им нравилось или не нравилось) Нравится ли преподаватель вам, как человек, и чувствуете ли вы каждый раз после занятия, что потрудились и сделали шажок вперед, или у вас ощущение, что вы топчетесь на месте?

Я вам скажу, это не так просто почему-то иногда, как кажется, я ПОЛГОДА убеждала свою маму сменить преподавателя английского, и в итоге она очень круто рванула и сейчас уже очень достойно говорит на любые не узко-специализированные темы

2. Зачем вы учите язык? Вам это вообще нравится? Вы будете им пользоваться? Может, ну его этот английский и выучить французский? Или немецкий? Или итальянский или испанский? Поверьте, английский, конечно, распространенный и важный язык, но если вы не менеджер ВЭД и не секретарь, то скорее всего иностранные языки вам нужны только при поездках заграницу, и я подозреваю, что вашего уровня английского заказать что-то в кафе или ресторане вполне хватит, так выучьте уже что-то себе в удовольствие, и бросьте мучать то, что вам не нужно, и что вы учите только потому, что сейчас это всем НАДО

И да, мнение автора не является истиной в последней инстанции и основано исключительно на собственном опыте и ощущениях :)





Previous post Next post
Up