Думаю многие, может даже все, читали эту
ДУШЕРАЗДИРАЮЩУЮ историю о Джошуа Белле в метро, скрипке Страдивари за 3,5 ляма и сложнейшей композиции.
Задумалась я крепко на эту тему и пошла читать
оригинал статьи. Дело в том, что когда тебя четыре года учат как правильно организовывать эксперименты и как выводы выводить, подобные опусы начинают вызывать подсознательную душевную дрожь.
В эксперименах всегда есть вмешивающиеся факторы, с которыми нужно бороться. Вот например факторы, которые могли исказить данный конкретный эксперимент:
1. А почему бы не предположить что Джошуа Белл переоценен? Ну то есть его биография - это конечно круто, но не научно. Истребить этот фактор можно. Сделать доп. исследование с небольшой группой "экспертов" взятых на улице. И еще можно вторую группу из реальных экспертов составить. Ну то есть понятное дело, что экспертам прелесть - то может не нравиться просто людям с улицы. Гораздо лучше это видно в оценке стихотворений. То, что в поэтическом кругу признается за ШЫДЕВЕР мама друга спокойно использует чтоб протереть стол. Короче, научного обоснования УНИКАЛЬНОСТИ ЭТОГО ГЕНИЯ МЫ НЕ БУДЕМ ЕГО ТАК БОЛЬШЕ НАЗЫВАТЬ нету. А хорошо б.
2. Специфика распространения звука в данном конкретном помещении. А также просто специфика уличных представлений.
Во-первых, почему-то мне кажется, что выступать в театре, для этого и построенном, и выступать в холле метро - несколько разные вещи. Хоть не делала я ни того ни другого. Ну просто с точки зрения физики, всяких отражений и ревербераций. Я не могу утверждать наверняка, но это тут могло сработать. Например, когда я ключила видео на той громкости, на которой мне обычно комфортно смотреть почто что угодно, у меня заболели уши. Громко. Так громко, что произведение слегка стало гребаной какофонией. В статье я нашла подтверждение, что громко не только мне. Может я не объективна, но мысль в чем - уличные выступления - это тоже профессия. Выступать в бостонском концертном зале - почему нет. Но все-таки если вы приходите на чужое рабочее место - выясните особенности условий труда, а?
2.5 Да и вообще выбор места. Насколько публика там прогуливающаяся до работы увлекается подобными исполнителями? Может им такой подарок и даром не нужен. А то в статье этот концерт Белла в метро всё выигрышем в лотерею зовут... Ох, не уверена
3. Я очень искала в статье инфу, но не нашла. Сколько долларов за 45 минут соберет обычный в меру успешный музыкант начав играть в восемь утра, когда все,//ну надо же, бездушные козлы!// спешат? Если уж вы проводите эксперимент, ну ёпрст, соберите какую-то статистику? Может среднестатистический музыкант вообще б ничего не собрал.
И вот знаете, у нас не Вашингтон, но по утрам, когда я СПЕШУ БЛИН, я не встречаю музыкантов. Носки, перчатки, колготки продают, а музыку не играют. Хммм. С чего бы это.
3,5. Ииии это может становиться следующим вмешивающимся фактором. Влияние времени суток на восприятие информации кто-нибудь смотрел? Какое там полушарие включено у большинства людей, когда они на работу едут? Хотя так себе конечно вмешивающийся фактор. Скорее оправдание.
4. И самый страшный фактор - установка на подтверждение у исследователя. Которая как раз и могла помешать избавиться от остальных. Этот фактор, кажется, и на меня сейчас действует. Ибо не нравится мне эта статья :)
И просто минутка отсебятины. Просто весьма отрывочное "ИМХО".
Вся статья, на мой взгляд, пышет восхищением к Беллу и презрением к людишкам неспособным постичь сие величие. Ну как так. Ну зачем.
От выводов я просто апплодирую. "как много важного в этой жизни мы способны не заметить". Ну да, тут бы еще сказку о курочке Рябе привести или видео с
баскетболистами и медведем. МНОГО МЫ СПОСОБНЫ НЕ ЗАМЕТИТЬ. Ибо свихнуться ж можно от количнства информации.
AS METRO STATIONS GO, L'ENFANT PLAZA IS MORE PLEBEIAN THAN MOST. Even before you arrive, it gets no respect. Metro conductors never seem to get it right: "Leh-fahn." "Layfont." "El'phant.
Плебейский? Я увидела в статье слово плебейский? Ох, поправьте, если с английским моим что-то не так.
Забавна мне также реакция самого Белла на происходящее. Он нервничал и ждал апплодисментов... Ну молодец. Знает себе цену.
THERE ARE SIX MOMENTS IN THE VIDEO THAT BELL FINDS PARTICULARLY PAINFUL TO RELIVE: "The awkward times," he calls them. It's what happens right after each piece ends: nothing. The music stops. The same people who hadn't noticed him playing don't notice that he has finished. No applause, no acknowledgment. So Bell just saws out a small, nervous chord -- the embarrassed musician's equivalent of, "Er, okay, moving right along . . ." -- and begins the next piece.
Это ж как будто над Беллом эксперимент и ставили.
В конце концов, это все сильно напоминает историю с Китти Дженовезе и её
эффектом свидетеля. Как и в этой статье тоже все кричали: атата, какие бездуховные тут все стали кококо. Да причем здесь
Ну и наконец. Понятие прекрасного не меряется в стоимости скрипки, или сложности произведения. Кому-то Бах, а кому-то собственный годовалый сынишка подувший в губную гармонь невпопад.
Херовый эксперимент, по моему мнению, и далекоидущих выводов об обществе я б делать не стала.