Слушаю курс «Психология сознания». Зацепил меня кусочек про эксперименты с гипнозом во Франции, куда отправился учиться Фрейд.
Французский врач-невролог Бернхейм погружал испытуемых в гипнотическое состояние и давал им инструкцию что-то сделать, а сам факт наличия инструкции забыть. Причем, это были не какие-то эпатажные или рискованные задания, которые идут врарез с волей самого человека - такие задания не выполняются даже под гипнозом, а простые, но слегка нелогичные и нелепые.
Например, в большом зале лаборатории на общем собрании испытуемому под гипнозом внушалось: через полчаса взять один из зонтиков гостей, выйти с ним на веранду, открыть и пройтись туда-обратно несколько раз, а затем вернуться, поставив зонтик на место. К назначенному часу человек начинал проявлять волнение и в указанное время действительно шёл к стойке с зонтиками, брал один из них и выходил на веранду. Правда, не открывая его, прохаживался с ним взад-вперед и возвращался к остальным. Его в этот момент спрашивали:
- Скажите, а зачем вы это сделали?
- Ну, захотелось прогуляться, подышать воздухом, такая хорошая погода.
- Тогда зачем вам понадобился зонт?
- На всякий случай, погода знаете ли вещь непредсказуемая, сейчас хорошая, потом плохая
- Что же заставило вас вернуться?
- У вас был такой интересный разговор, что мне хотелось услышать продолжение.
- А почему вы взяли чужой зонт?
- Ой, извините, я ошибся.
То есть человек смог объяснить своё достаточно неестественное поведение, искренне убежденный в том, что сделал так именно поэтому.
Фрейд, наблюдая эти эксперименты, понял, что наше сознание способно нас обманывать. Но если сознание способно обманывать, то мы должны проверять его показания. То есть все показания сознания подвергнуть сомнению. И Фрейд начинает объяснять сознание через некоторые бессознательные процессы. Ну и дальше начинает развивать свою теорию.
То есть мы можем что-то делать, как-то себя осознавать, не замечая, что пребываем в иллюзии относительно того, что истинно движет нами.
Интересно, правда?