Нарымский музей политссылки

Aug 04, 2024 13:39

Нарымский музей политссылки
Нарымский музей был основан в 1938 году по решению Новосибирского обкома партии как Музей И. В. Сталина. Экспозицию музея рекомендовали и консультировали научные сотрудники центрального музея В. И. Ленина г. Москвы. В день открытия 27 июля 1948 г. особо поражала посетителей монументальная пятиметровая в полный рост гипсовая скульптура И. В. Сталина во дворе музея.






Смерть вождя кардинально изменила жизнь огромной страны, начались большие перемены. Коснулись они и Нарымского музея. В 1960 г. он был переименован в «Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков». Экспозиция отражала жизнь и деятельность известных в последствии деятелей коммунистической партии и Советского государства Валерьяна Куйбышева, Якова Свердлова, Николая Яковлева, Алексея Рыкова и многих других отбывавших нарымскую ссылку.















В 1991 году в связи с открытием нового отдела, рассказывающего о политических репрессиях 30-40-х годов, о существовании лагерной системы и спецкомендатур музей переименован как «Нарымский музей политической ссылки». В 2003 году на территории музея создан музей под открытым небом «Уголок селькупской старины». Она отражает традиционные условия жизни коренных народов Нарымского края 19-го начало 20 в.в. - селькупов, пантов, эвенков.















Герб Нарыма, 1635 г



Городовая печать Нарыма, 1635 г



Рисунок Нарымского острога, XVIII в



С картины "Приезд Воеводы"



В нашем музее Вы сможете познакомиться с богатейшей культурой племён, обитавших на этой земле. Люди, жившие здесь более двух тысяч лет назад, оставили нам уникальные предметы. В музее хранятся фотографии, портреты, личные вещи известных исторических деятелей, живших здесь когда-то и оставивших заметный след в истории нашей страны. Сохранился домик Алексеевых, в котором жил летом 1912 года И. В. Сталин.



Молодой эвенк. Житель Нарыма, 1916 г



Эвенкийка Ивигина, 1938 г



Эвенки. Супруги Ивигины, 1938 г



Эвенки - французы Сибири



Эвенк - рыбак, 1938 г



Тунгусский лекарь



Советский врач ведет прием эвенков



Редкий населенный пункт в Томской области имеет всемирную известность и такую богатейшую, как Нарым. Музей является центром притяжения для всех интересующихся историей Нарымского края.






На амбаре сушится трава для утепления сапог, 1912 г



Нарым - село историческое
С незапамятных времён на берегах Оби селились древние люди аборигены сказочно богатой и никем ещё не тронутой земли.
Вести о земле сибирской, о её несметных пушных богатствах, реках, переполненных рыбой, дошли до княжеской и - позже царской Руси.









Остячка на обласке












В 1581 г. отряд казачьей вольницы под предводительством Ермака не ради титулов и помести, а для пользы и славы Отечества совершил военную экспедицию, в результате которой вся северо-западная часть Сибири вошла в состав русского государства. Каждое новое передвижение границы расширявшегося Русского государства сопровождалось, как правило, постройкой очередного укрепительного острога. Десятый в Сибири острог, названный нарымским был поставлен в 1596 году под руководством сургутского казачьего атамана Фёдора Тугарина. Но место, выбранное под строительство острожных укреплений, оказалось неудобным. Во время весеннего разлива Оби «хоромы водой ломает и сносит и животину топит, приходится держать её на поветвях и на избах до Петрова дня и далее…

Охотничьи лыжи



Русский сторожил - охотник



Долго преследовали русскую крепость стихийные бедствия «сгоняя» её с одного места на другое. До сих пор в 7 км от Нарыма на Оби существует село, оставшееся от старого городища.

Сбор кедрового ореха. Устройство сита






Первыми обитателями Нарымского острога были «годовальщики» из служилых людей около 20 человек. Они несли сторожевую службу, собирали ясак с местных жителей - селькупов, увозили его в Сургут, затем Тобольск и Москву. В начале ХVII в. в среднем Приобье был создан обширный Нарымский уезд на территории которого жило около 400 селькупов. В 1629 году был учреждён Сибирский Томский разряд, и Нарымский уезд вошел в его состав. В этих же годах начало формироваться постоянное русское население Нарыма. В 1625 г. здесь проживали 42 казацкие семьи, в 1665 г. - 65, в 1720 г. - 74 человека мужского пола. С начала ХVII в. два людских потока вливаются в сибирское население. В первом служилые, торговые, промысловые «охочие и гулящие люди, крестьяне-переселенцы, те, кого привлекали богатые земли.









Другим - и основным потоком были «ссылочные люди». Уже в 1582 году после разгрома кучумова ханства царский судебник определил ссылку в Сибирь как самостоятельную меру наказания. В Нарым были сосланы «турецкие сидельцы» (1633 г.), «Иноземный немчин Дул» (1646 г.), девять ссыльных литовцев и польский иезуит (1662 г.).






Для Нарыма ссылка стала преобладающей причиной роста народонаселения. В 1601 году Нарым получил статус города. В 1635 году были установлены гербы и печати для всех сибирских городов. На Нарымской печати были изображены разделённые стрелкой белка и горностай и надпиь: «Печать государева, земли сибирские, Нарымского города».









Дом купца Родюкова



В начале XIX века в Нарыме были каменная (Крестовоздвиженский собор) и деревянная церковь, присутственные места, провиантские и соленые магазины, винный подвал, 159 обывательских домов, 346 душ мужского пола (женщин в расчёт не брали), купечество торговало российскими товарами и пушниной, которая высоко ценилась на международных торгах. И Нарым в силу своего административного и торгового статуса играл немаловажную роль в сибирской торговле мехами.









Одно из главных промыслов нарымчан - рыболовство. Рыба была одним из основных продуктов питания. Не случайно поэтому при образовании Томской Губернии в 104 году уездному городу Нарыму был присвоен герб в виде щита, в верхней половине которого располагался герб губернского Томска, а в нижней на голубом фоне - золотая стерлядь. Управлял Нарымом городничий в чине майора. Городское общество выделяло ему в помощь квартального надзирателя с десятком десятских. Казачья и воинская команда отвечала за поддержание тишины, спокойствия и порядка.









Магазин купца Родюкова, Нарым



Общая площадь Нарымского края была огромной: Она составляла 200 000 квадратных верст. Глухая тайга, бесконечные топкие болота, масса рек и речушек, озёр, нестерпимый гнус летом и лютые морозы зимой, доходившие до -500С, бездорожье - все эти условия способствовали превращению Нарымского края в гиблое место для высылки непокорных. Нарым был превращен в политическую тюрьму без решеток. До этого ссылка была эпизодической и она не оказала заметного влияния на историю города. К истории же политической ссылки Нарымский край прикован навечно. Первыми политическими ссыльными в Нарыме были два декабриста - Павел Фомич Выгодовский и Николай Осипович Мозгалевский.






Полицейская управа



Член тайного общества соединенных славян был отправлен сюда в августе 1826 г. и прожил 10 лет. Затем переведён в Минусинский округ Енисейской губернии. Там он умер от «Нарымского нездоровья».















Павел Фомич Дунцов-Выгодовский прибыл в Нарым на поселение летом 1828 года после каторжных работ в Чите. На поселении в Нарыме он прожил 26 лет. Писал жалобы за неграмотных, разоблачал казнокрадство и произвол властей. В 1854 году его за вольнодумство заключили в тюремные подвалы г. Томска, затем сослали в Иркутск, где он скончался в ужасающей нищете и полной безвестности для русского общества.


















За декабристами последовали в Нарым участники Польского освободительного движения, боровшиеся за национальную и политическую самостоятельность своей Родины. Польская колония Нарыма оставила весьма заметную роль в жизни города: постановка домашних спектаклей, музицирование, строительство прекрасного дома на берегу реки Полоя. Потомки польских ссыльных, оставшихся в Нарыме слились с сибирскими старожилами.

Заковка в кандалы





















Из Народников в Нарыме побывал дед знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича, Болеслав Петрович. Он оставил и опубликовал интересное сочинение «Промыслы Нарымского края» до сих пор сохранившее своё научное значение. В начале XX века ссыльные принесли в Нарым идеи Марксизма. Разрабатывая систему карательных мер царизм всё больше использовал политическую ссылку.

Буровая вышка Советско-Соснинском месторождения



Освоение нефтяных богатств в Нарымском крае начало 1960-х - середина 1970-х гг






Работы по строительству нефтепровода. Поточная сварка 1960- нач.1970 гг






В 1908 году в Нарыме на 166 дворов приходилось 328 «водворенных», а в 26 населённых пунктах парабельской волости на 829 дворов и 5919 местных жителей 1885 политссыльных. Ещё двумя годами позже число это возросло до 3066 человек. Томский губернский исправник Попов даже просил губернатора о прекращении высылки ввиду переполнения в Нарымском крае жилых помещений административно ссыльными.


















Ужасы войны глазами детей при налетах на мирные города


















Нарымская ссылка и пребывание в ней для многих явилась серьёзным испытанием. Ссыльным запрещалась общественная педагогическая и врачебная деятельность. Но, несмотря на все запреты и регламенты им удалось организовать в колонии политические и общеобразовательные школы, в которых изучались такие предметы, как экономика, алгебра, иностранный язык. Также ссыльные вели большую культурную работу. Они создали самодеятельный театр, арендовав у купца Родюкова большой дом. Он открылся 24 декабря 1909 г. В театре ставили пьесы А. Н. Островского, А. М. Горького и имели огромный успех. Газета «Сибирская жизнь» от 15 июня 1911 года писала: «Нарымский театр - гордость всего края». С осени прошлого года шли «Без вины виноватые», «Власть тьмы», «Женитьба» и др.». Ссыльные Нарыма не раз доказывали устойчивость своих политических взглядов, устраивая акции протеста против произвола властей и ежегодные в честь первого мая митинги и маёвки.















Нарымскую ссылку прошли многие известные революционеры, позже ставшие крупными государственными деятелями В. В. Куйбышев, А. И. Рыков, Ю. К. Данишевский, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов, А. В. Шишков. В целом в Нарымском крае была представлена в миниатюре вся революционная Россия: здесь были представлены представители 15 партий и групп, 14 национальностей.


















Алексеева Ефросинья Ивановна - хозяйка дома, в котором во время ссылке в Нарыме жил Сталин, Надеждин и другие ссыльные
Нарым, 1940 г



И.В. Сталин и Г.К. Жуков на Параде Победы в 1945 г









С февральской революцией и отъездом политссыльных из мест вынужденного поселения история царской ссылки закончилась казалось навсегда, но после установления в крае Советской власти сюда вновь потянулись этапы состоявшие из бывших офицеров царской армии, представители белого движения - меньшевики, эсеры, анархисты. Нарым всегда был местом ссылки, ничего не изменилось и со сменой режима.
























1930 год стал рубежом после которого начинается новый этап в развитии Нарымской ссылки, новый в качественном и количественном отношении. Тысячи и тысячи людей виновных в том, что они были хорошими хозяевами с ярлыком кулак и подкулачник насильно переселялись в Нарымский край. Только за 1930 - 1931 г.г. Нарымская земля приняла более 200 000 человек. В 1933 г. в связи с началом организации трудопоселений в Нарымский округ переселено 150 тыс. человек.

































На этот раз ими стали выселенные из городов так называемые «саботажники», «деклассированный элемент» и др. «нежелательные» категории граждан. Последняя волна массовых ссылок началась в 1939 г. и продолжалась до 1950-х годов. Основным контингентом стали жители Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, а также немцы и поляки.









Природа только просыпается















После 1956 года массовые ссылки в Нарым прекратились.


















Источник: https://www.parabel.tomsk.ru/content/polits

музей, история, историческая справка, ссылка, исторические фотография, Томская область, внутренний интерьер, Нарым, Сибирь, внутреннее убранство, исторические здания, Нарымский музей политссылки

Previous post Next post
Up