Музей театрального костюма, Кострома

Dec 22, 2022 20:59

Музей театрального костюма
На улице Симановского стоят купеческие домики один краше другого. На фотографии ниже каменный особнячок с налетом провинциального модерна, пристроенный к старинному дому XVIII века. На его фасаде дома закреплена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь провел свое детство основатель первого русского театра - Фёдор Волков.
Фото из интернета



Первый зал посвящен Снегурочке
«Снегурочка» на костромской сцене
Имя А.Н. Островского тесно связано с Костромой, с имением Щелыково. Сказочно-неповторимая природа Щелыково оживает в чудесных пейзажах пьесы «Снегурочка», в которой гармонично слились художественный вымысел и реальность.

Мороз



Весна Красна



Снегурочка






Елена прекрасная



Царь Берендей



Не случайно Костромской театр семь раз обращался к этой пьесе за последние сто лет.На выставке представлено 20 костюмов, уникальных по своему замыслу и воплощению. Дохристианский - языческий стиль с древними восточными элементами. Корни племени Берендеев уходят к Варяжским русам и еще дальше, к тюркским племенам.

Весна



Бермята






Мизгирь



Купава



Лель



Бобылиха



Снегурочка у Берендеев



Бобыль Бакула



Брусила



Маски весны






Маски зимы









Масленица






























Следующий зал посвящённый Свадьбе Фигаро


















Имитация ветра, дождя и тд

image Click to view



image Click to view



Вся королевская рать
Как утверждают костромские краеведы, от дома купца Волкова сохранилась хозяйственная часть, полуподвалы. Её датируют первой половиной XVIII века. Кирпичная кладка, потолочные своды, продухи печных колен, металлическая стяжка стен, мощные кольца в потолочных сводах - переносят нас в глубь веков. Не случайно именно в этом зале разместилась выставка «Вся королевская рать». Из числа театральных костюмов, сшитых из церковного облачения, мы отобрали костюмы русской и зарубежной классики «царского» и «королевского» статуса «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Гамлет» У.Шекспира, «Борис Годунов» А.Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Феодор Иоаннович» А.Толстого - без преувеличения самые репертуарные пьесы и гордость литературного наследия.















Каким образом церковное облачение и тяжелые «златотканые» материи попали в театр - еще одна интереснейшая страница истории нашего государства и отечественного театра.






Афиши, фотографии спектаклей 20-х годов, эскизы костюмов и театральная бутафория 50-х годов, кованные сундуки начала 19 века, придают сценическую выразительность представленных пьес.



























Театр о театре
На выставке представлены костюмы из спектаклей по пьесам А.Н. Островского «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Лес», в которых с большой любовью изобразил драматург театральный мир. Показал актеров такими, какими их знал - неугомонными, неприкаянными, склонными и к высоким благородным душевным порывам и мелким интригам.















На выставке каждая пьеса представлена в своей среде предметного мира, которая позволяет наиболее точно передать атмосферу, переносит нас в конкретное место действия. Это и актерская гримуборная, и гостиная XIX века, и элементы парковой архитектуры. Причем предметы мебели - стулья дамского кабинета конца XIX века, стол, шкаф-буфет - это подлинные старинные предметы, которые «отработали» на сцене не меньше 80 лет.












Характеры персонажей раскрыты театральными костюмами. Например, костюм Гурмыжской из спектакля «Лес» несет в себе двойственность. Сдержанный темно-фиолетовый цвет вступает в конфликт с отделкой платья: вместо трех - четыре объемные складки турнюра, трен - длиннее положенного, а декольте нескромно глубокое. В пьесе «Без вины виноватые» представлены два театральных костюма. Две актрисы, но как по-разному они одеты! Успех приезжей актрисы не дает покоя местной примадонне Коринкиной. Ее костюм яркий, манящий, дополнен накидкой сорти-де-баль цвета экрю, не совсем уместной днем. Наоборот костюм Кручининой, подчеркнуто закрыт и элегантен. Его дополняет накидка из черной шерсти, выполненная в технике просечного узора по сетке, расшитая граненым бисером.









Подготовка к спектаклю начинается с эскизов





















Старая добрая сказка

Интерактивная выставка для детей.

Маленькие посетители погружаются в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Дремучий лес, волшебное зеркало, дуб у Лукоморья, светелка девиц перенесут нас в волшебный мир. На выставке представлены 10 театральных костюмов. Некоторые, например, костюм Шамаханской царицы были изготовлены в начале ХХ века. Во время экскурсии дети не только слушают сказки, но и знакомятся с понятием театральная бутафория, театральный реквизит, место действия, секреты изготовления декорации.

Выставка рассчитана на младший школьный возраст.



























Коридоры Смольного
С равным правом выставка могла бы называться «Эпоха уходящего грима». Театральный грим, а еще точнее, портретный театральный грим в наших музеях тема редкая, а может быть, и единичная. Как и кем создавался портретный грим В. И. Ленина и Володи Ульянова, И.В.Сталина? Кого из этих революционных деятелей было сложнее и ответственнее играть в спектаклях? На каком уровне решался вопрос «сходства или несходства»? На фотографиях спектаклей запечатлены не только «вожди революции». Несомненный интерес вызовет портретный грим А.Керенского, барона Врангеля, батьки Махно… Кого только не встретишь в коридорах Смольного: здесь солдаты и матросы с неизменными винтовками и чайником, и стенографистки с печатной машинкой начала ХХ века, и ходоки, и нэпманы.












На выставке выставлено семь театральных костюмов. Впервые представлено дамское манто и бархатный полушубок начала ХХ века. Это подлинные предметы дамского туалета, когда-то использовавшиеся в спектаклях театра. Выставка подготовлена на материалах из архива Костромского драматического театра им. А.Н.Островского.








исторические фотография, Музей театрального костюма, театральная тематика, Кострома

Previous post Next post
Up