Воткинская ГЭС. Пермский край

Oct 13, 2022 17:26

Воткинская ГЭС- ГЭС на реке Кама в Пермском крае, в городе Чайковский. Входит в ВолжскоКамский каскад ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1955 году, закончилось в 1965. Гидроэлектростанция построена по русловой схеме. Состав сооружений ГЭС: бетонная водосливная плотина длиной 191 м и высотой 44,5 м; земляные намывные плотины общей длиной 4770 м и наибольшей высотой 35,5 м; судоходный однокамерный двухниточный шлюз с низовым подходным каналом и защитной дамбой в верхнем бьефе; здание ГЭС длиной 273 м. По сооружениям ГЭС проложен автомобильный переход.







Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 5,37 км) образуют крупное Воткинское водохранилище: длина 365 км, ширина 9 км, площадь 1120 кв.км, наибольшая глубина 28 м, средняя глубина 8,4 м. Заполнение происходило в 1962-1964 годах. Водохранилище поднимает уровень Камы на высоту 23 метра, в него впадают 57 небольших рек. После заполнения образовались широкие плёсы глубиной 20-25 м, судовой ход был спрямлён и расширен до 300-400 м, это позволило организовать двухсторонний путь судов и сократило путь между Пермью и нижней Камой. В состав Воткинского гидроузла входил первый в стране судоходный шлюз с предельно облегченными стенками. Размер его камер - 250 на 30 метров (это связано с габаритами пропускаемых плотов). Преодолеваемый перепад - до 23 метров.








В мае 1962 года при пуске шлюза в эксплуатацию произошли следующие события. Утвержденные сроки пуска шлюзов не выдерживались - первоначальная дата ввода в эксплуатацию левой камеры шлюза - 1 мая 1962 года, правой - 20-е. Принимается решение: сосредоточить все силы на левой камере и пускать пока только ее. Пусковая комиссия 7 мая все-таки дает “добро” на ввод левой камеры шлюза в эксплуатацию по временной схеме, и уже утром 8 мая в шлюз входит первое судно -пароход “Мамин-Сибиряк”… Два дня все шло нормально. Но 10 мая в 14 часов 30 минут по московскому времени произошла авария, в это время левая камера шлюза была наполнена водой до уровня верхнего бьефа, в камере находился теплоход «Дмитрий Фурманов» и сухогруз «Криуши».









Очевидцы говорили потом об очень грубой швартовке, теплоход «Дмитрий Фурманов» буквально протаранил кормой
стенку шлюза. Рассказывали, раздался жуткий треск, и стена начала медленно крениться. Объем обрушившейся части стенки составил 6,5 тысяч кубометров, масса - более 17 тысяч тонн. Вода через пролом в стенке стала уходить в межкамерное пространство, где работали люди. Потоком воды в пролом стало затягивать корму парохода “Дмитрий Фурманов”. На нем обрубили швартовы, капитан пытался удержать судно машиной - не получается. Затем с кормы “Криушей”, ошвартованных у той же стенки, но целой ее части, подали буксирный конец на нос “Фурманова” и уже двумя машинами сумели удержать пароход…











По официальным данным при аварии погиб 21 человек, это были работающие в пространстве между камерами шлюза строители, и люди стоящие на обрушившейся стенке. Из пассажиров и команды “Фурманова” не погиб ни кто, все 423 человека оказались целы и невредимы.



После аварии на гидроузле работала экспертная группа, члены которой выяснили немало интересного. При всей пристрастности они так и не нашли сколько-нибудь значительных отступлений от проекта и нарушений технологии строительномонтажных работ, опасно снижающих их качество. Зато при анализе самого проекта были выявлены очень серьезные ошибки



Во-первых, разделительная стенка, отделяющая водосливную плотину от здания гидроэлектростанции, оказалась слабоармированной и сильно вибрировала даже без сброса воды через водосливы. Пришлось в бетонном монолите бурить многометровые каналы и закладывать в них дополнительную арматуру.






Во-вторых, порог, отделяющий камеры шлюза от водохранилища, не имел достаточного запаса прочности, и его толщину пришлось увеличить в три (!) раза.









В-третьих, вертикальные стенки камер шлюза также не имели необходимого запаса прочности. По этой причине высоту засыпки грунта в межшлюзье и по боковым стенкам снизили и ввели дополнительные конструктивные элементы, иначе стенки при низком уровне воды в камере могли опять-таки обрушиться, но уже внутрь ее.



Вполне вероятно, авария 62-го года предотвратила гораздо более масштабную катастрофу, которая могла произойти после
заполнения Воткинского водохранилища до уровня нормального подпорного горизонта.

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view


Гидроэлектростанция, Составитель ЛА Зуева, Пермский край, Путеводитель по рекам Кама Вятка Белая, Воткинская ГЭС

Previous post Next post
Up