Собор Рождества Богородицы. Снетогорский монастырь

Aug 06, 2022 15:55

Собор Рождества Богородицы
Главная святыня монастыря - собор Рождества Пресвятой Богородицы - был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески - единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.






Крыльцо Рождественского собора. XVII век.
фото из интернета


Архитектура собора
Храм по своей архитектуре во многом похож на построенный полтора века ранее собор Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объёмами. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.






В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырёхскатную форму с плоским завершением фасадов.






С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объём украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.


Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.



Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.






Роспись собора
Дата начала росписи храма известна благодаря записи на полях Псковского паремийника. Храм был расписан в 1313 году, вскоре после окончания строительства. Фрески собора являются ярким образцом псковской художественной школы.



Пережив сильный пожар монастыря 1493 года, роспись оказалась сильно повреждена в 1581 году при осаде Пскова войсками Стефана Батория. После войны фрески были вынуждены забелить как непоправимо испорченные. Об этом сообщает Писцовая книга Псковского уезда 1584-1587 годов. Первые пробные расчистки древней живописи были предприняты ещё в 1909 году. Работы по раскрытию фресок велись экспедициями ЦГРМ в 1920-1930-х годах и, как считалось, были завершены в 1948-1949 годах. Однако начиная с 1985 года в соборе были сделаны новые существенные открытия прежде неизвестных фрагментов живописи в куполе и алтаре. В результате последних исследований представляется возможным дать полную реконструкцию всей программы росписи.






Система росписи храма во многом перекликается с памятниками домонгольского периода.
В куполе изображено Вознесение Господне, повторяющее росписи многих новгородских храмов XII века и собора Мирожского монастыря. Фрески в барабане купола утрачены. На парусах сохранились фигуры евангелистов с их символами и фрагмент убруса с образом Нерукотворного Спаса.



В центральной алтарной апсиде в нижних регистрах представлен двухъярусный фронтальный святительский чин. Выше была изображена традиционная Евхаристия.
На подпружных арках, несущих купол, изображены ветхозаветные первосвященники, прообразующие новозаветное священство. Своды и стены ветвей подкупольного креста заняты несколькими повествовательными циклами.



В южной части храма в третьем регистре росписи на восточной стене изображено Рождество Пресвятой Богородицы (занимающее традиционное место храмового образа справа от алтаря) и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы изображено выше во втором ярусе, традиционно по сторонам от алтарной апсиды: слева архангел Гавриил, справа Богоматерь. Рождество Христово представлено вслед за Введением в третьем регистре на южной и западной стенах южной ветви креста.






Евангельские сцены разделены на несколько обособленных циклов. Сверху представлено несколько крупных композиций: Сретение Господне, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Распятие Христово и Воскресение Христово. Ниже в меньшем масштабе изображены события, предшествующие страстям Христа, другие сцены страстей и события после Воскресения Христа: Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Снятие со креста, жёны-мироносицы у Гроба Господня, Преполовение и Сошествие Святого Духа на апостолов.






Самая большая и впечатляющая композиция в росписи собора - Успение Богоматери - расположена во всю высоту северной стены храма, напротив изображённого с южной стороны Рождества Христова. Противопоставление или вернее сопоставление двух этих композиций известно также по росписям храмов домонгольского периода.


Собор Рождества Богородицы, Снетогорский монастырь, история монастыря, история, историческая справка, Псков

Previous post Next post
Up