«Есть за куколем дворцовым и за кипенем садовым Заресничная страна...»

Mar 04, 2015 11:15


Мимо тысяч маленьких городков, станций, судеб день и ночь шли в лагеря вагоны с заключенными, приговорёнными к небытию во имя тоталитарно-светлого советского «завтра». А она встречала поезда - в надежде, что однажды сквозь щели выпадет записка, весточка для неё - тонкой, хрупкой Надежды - от него, Осипа Мандельштама.



1 марта «Театр на Набережной» представил зрителям моноспектакль «Заресничная страна» - драматическую историю, созданную в соавторстве молодой актрисы Анастасии Старовой и режиссёра Фёдора Сухова, как живой диалог нашего, 21 века, современный и своевременный - с современниками. Он соткан по произведениям Осипа Мандельштама, одного из ярчайших представителей Серебряного века русской поэзии, и «Воспоминаниям» Надежды Мандельштам, жены поэта, сохранившей в памяти тексты и стихотворения О.М. в годы сталинских репрессий.
Возможно ли сегодня «вырвать век из плена», восстановить нарушенную связь времён? В их жизни - единой - на двоих - время зарифмовало многое. Сделало видимым, не случайным. Дар слова, дар давать имена всему живому - и безымянная общая могила, последнее пристанище поэта в лагере под Владивостоком. Принятие всех культур, признание себя пересечением Востока и Запада - и укоренённость, сущностная принадлежность культуре русской. Скитание, вечные пересылки, бездомность быта - и фантастическое доверие миру, ощущение его - всей Вселенной - домом, где всему живому есть место. Оборванная жизнь Осипа Мандельштама - и долгая, честная, не отступившаяся жизнь его Надежды, опалившая, укрепившая многих, кто её знал лично, а позже - и по книге «Воспоминаний».
Моноспектакль «Заресничная страна» в аскетичной и острой режиссуре Фёдора Сухова, в тонко изменчивой актёрской работе Анастасии Старовой позволяет драматически почувствовать единство миров - мира Поэта и его Надежды, мира сегодняшнего человека, наследника и творца. Преодолевая время и инерцию забвения, спектакль сохраняет эмоциональную память, продолжая 35-летнюю традицию «Театра на Набережной» - традицию творческого осмысления прошлого - для сознательного сотворения Будущего, уважающего Человека.
Спектакль в своей поэтической - почти метафизической - структуре задаёт зрителю особые правила игры или скорее - диалога, оттенки смыслов открываются в его сюжете в том числе и в визуальных рифмах. Дерево, гора, яма, камень, свет, воздух - всё обретает в камерном пространстве «Театра на Набережной» множество прочтений. Поэзия Осипа Мандельштама, как и его жизнь, сохранённая дорогой ценой его Надежды, проявляет действенные метафоры эпохи и задаёт бескомпромиссные вопросы. Когда приходит время собирать камни? Получим ли мы последнее письмо Поэта? Сумеем ли дотянуться до самих себя, таких, какими мечтаем быть - смелыми, сильными, любящими и любимыми?
«Заресничная страна» - была вокруг Поэта, осталась в его даре видеть мир и не исчезла с его исчезновением - каждой сохранённой и одушевлённой строкой даря услышавшему - принявшему - свободу быть и продолжать живую Жизнь - от века и вовеки.

Спектакль
«Заресничная страна» на сайте «Театра на Набережной»

режиссёр Фёдор Сухов, Анастасия Старова, театр на набережной, Центр "Театр на Набережной", Заресничная страна

Previous post Next post
Up