Карнавал, Шехеразада - Мариинский театр 26 октября 2024 г.

Nov 04, 2024 16:17

Санкт-Петербург, Мариинский театр 26 октября 2024 г.
суббота 13:00 Карнавал Шехеразада

Оба балета - реконструкции балетов М. Фокина начала 20 века.

Карнавал - балет на музыку Роберта Шумана

Дирижер - Валерий Овсяников

Коломбина - Мария Ширинкина
Арлекин - Иван Волков
Бабочка - Валерия Мартынюк
Пьеро - Трофим Маланов

"Карнавал" хореографа Михаила Фокина и художника Льва Бакста был поставлен в 1910 году для благотворительного вечера. Постановщики представляли его как балет-пантомиму, стилизацию комедии дель арте на музыку Шумана. После премьеры балет был включен Сергеем Дягилевым в программу «Русских сезонов».

Теперь уже трудно достоверно узнать реакцию публики тех лет на эти представления.

Сохранились воспоминания о "прелестной, тонкой атмосфере", окутывающей "серию очаровательных сценок", о "блоковской прелести" балета, и даже о восторженных приемах - восторги вызывало прежде всего выступление В. Нижинского в роли Арлекина. Но многое указывает на то, что "Карнавал" сильно проигрывал в популярности другим балетам из серии "Русских сезонов".

Тем не менее, в 1911 году «Карнавал» был поставлен в Мариинском театре, а затем ставился также на сценах театров Стокгольма, Копенгагена, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка и многочисленных частных антреприз.

В 1962 году балет возвратился на сцену Мариинского (в то время Кировского) театра в постановке Константина Сергеева, который использовал в своей редакции хореографию Фокина. В 1986-м эта версия была экранизирована с артистами Кировского театра на студии «Лентелефильм».

Мне очень нравится эта запись и я пересматриваю её время от времени.

В фильме-балете роль Арлекина исполнил Сергей Вихарев, и он даже говорил, что балет был сделан "на него". И в 2008 году, обратившись к записям хореографии балета, сделанными Михаилом Фокиным, Сергей Вихарев возобновил «Карнавал» в Мариинском театре.

И в 1-м действии нам показали "Карнавал" в постановке Сергея Вихарева.

Не буду употреблять резких негативных прилагательных, скажу только, что спектакль меня сильно разочаровал.

С. Вихарев задался целью скрупулезно воссоздать парижскую премьеру 1910 года и даже провел несколько месяцев в театральных музеях и библиотеках, изучая архивные записи самого М. Фокина. В итоге, считается, что его "Карнавал" - точная реконструкция парижской премьеры. Даже костюмы - точные копии оригинальных костюмов Льва Бакста.

И эти костюмы было первое, что меня разочаровало и испортило впечатление - многослойные тяжелые платья танцовщиц, огромные капоры, а также фраки, цилиндры танцовщиков как будто мешали танцевать. Особенно неудачными показались длинные "в пол" широкие юбки платьев персонажей 2-го плана - юбки отставали от движений танцовщиц, тормозили их, и возникало ощущение "размазанности" и даже неряшливости танца. Проигрывали и танцы солистов.

Возможно, сто лет назад в эпоху М. Фокина балерины двигались несколько иначе и умели справляться с такими нарядами. Наверное, и С. Вихарев на репетициях тоже уделял этому внимание, и в первые годы жизни спектакля все смотрелось намного лучше. Ведь за работу над спектаклем С. Вихарев был номинирован на премию «Золотая маска», и в списке номинантов были также исполнители центральных ролей - Евгения Образцова (Коломбина) и Владимир Шкляров (Арлекин).

С. Вихарев-постановщик рассказывал, что он прежде всего стремился передать атмосферу эпохи. И так как в балете-пантомиме только двум персонажам - Бабочке и Арлекину - есть что танцевать, а для остальных танцевального материала очень мало, то огромную роль играют элементы пантомимы, жесты, улыбки, взгляды.

Но постановщика уже нет среди нас и, видимо, нынешним исполнителям не довелось с ним репетировать. Похоже, ту сложную работу над мелкой техникой, которую считал столь важной и которой уделял столько внимания и М. Фокин, и С. Вихарев, никто с ними больше не проводит, не разъясняет художественного смысла балета. Впечатление неотрепетированности, нечеткости от всего спектакля. И даже соглашусь с теми зрителями, которые сетуют, что мы видим не балет-пантомиму - как было обозначено у М. Фокина и что постарался воспроизвести С. Вихарев, - а всего лишь довольно скучный "костюмированный бал".

Спектаклю недоставало единства, энтузиазма, праздничного настроения, "атмосферы очарования".

Произвел хорошее впечатление только танец Бабочки - Виктории Мартынюк. Она танцевала легко, уверенно и красиво, как будто она одна поняла, что намечено постановщиком и сумела это воплотить. И получила заслуженную награду - огромный букет цветов.

Это был дневной субботний спектакль, вечером этот балет шел в другом составе - допускаю, намного более удачном.

Во 2-м отделении нам показали ещё одну реконструкцию балета М. Фокина начала 20 века - "Шехеразаду".

Дирижер - Валерий Овсяников

Шахриар - Николай Наумов
Зобеида - Екатерина Кондаурова
Раб Зобеиды - Руслан Стенюшкин
Одалиски: Ольга Телюпа, Алиса Русина, Юлия Кобзарь

"Шехеразаду" я давно смотрю и пересматриваю в записи 1999 года с У. Лопаткиной и Ф. Рузиматовым, и вот наконец-то собиралась посмотреть Е. Кондаурову в этой партии.

Искренне желала, чтобы Екатерина мне понравилась и я накоец-то признала, что она действительно достойна восхищения. Но нет, и в этот раз у меня не получилось разглядеть в ней то, что видят её многочисленные поклонники. Хотя танцевала Екатерина на очень приличном уровне, смотрелась очень эффектно, костюм Зобеиды просто шикарный и очень ей идёт, но её пластика и энергетика так и не нашли во мне должного отклика.

Танцор в роли раба Зобеиды ещё очень молод, конечно же, ему ещё расти и взрослеть для понимания роли,но не могу винить его в том, что интересного дуэта с Зобеидой у них не получилось. Вообще-то их отношения с Зобеидой, наверное, и нельзя назвать дуэтом. Порывистость, пылкость раба разбивается о поведение Зобеиды, намного лучше его владеющей собой. Но Е. Кондаурова как-то уж слишком хорошо в этой игре владела собой.

Очень понравились девушки - одалиски. Оказалось, что танцовщицы уже давно в труппе театра, но все ещё даже не корифейки, а танцевали очень хорошо. И кордебалет весьма неплохо проявил себя.

Но, видимо, для того, чтобы спектакль был интересным не только как что-то раритетное, выдержанное временем, музейное, необходим исполнитель, способный поднять его на иной уровень.

Попытаюсь выразить то, что меня так восхищает в Зобеиде У. Лопаткиной.

Её Зобеида напоминает описание образа, который когда-то демонстрировала Ида Рубинштейн, добиваясь выразительности в значительной степени не танцем, а средствами пантомимы.

На фоне ослепительной роскоши декораций и костюмов, по контрасту со зрелищным буйством действия, выделяется сдержанность и даже статуарность Зобеиды - У. Лопаткиной.

Все её движения, позы, жесты, повороты головы - скупые, четкие, и при этом очень выразительные, драматически продуманные, прочувствованные. Не просто геометрически точно выверенные, а объемные, наполненные силой и излучающие эту силу. Руки поют - все тело поет и ни одной фальшивой ноты! В звучание оркестра как будто вливается ещё один музыкальный инструмент, ведущий мелодию невероятной красоты и силы.

Танец производит впечатление абсолютного совершенства - абсолютной красоты - идеального слияния с музыкой.

Мощная, загадочная, но полностью контролируемая энергия, пронизывающая движения Зобеиды, провоцирует животную неуправляемую страстность Раба. При этом сама Зобеида не отдается пьянящей страсти, она сохраняет достоинство и величие даже в эротических сценах.

Как хорошо, что сохранилась запись этого спектакля!

Валерия Мартынюк, Мариинский театр, Карнавал, Ульяна Лопаткина, Шехеразада

Previous post Next post
Up