"Что посмотреть в Падуе за один день", - такими заголовками привлекают в этот город туристов. Обещая, что город небольшой, все достопримечательности расположены компактно и ознакомиться с ними можно за один день, а при желании и за полдня. Это подтверждают и отчеты туристов: фотографии десятка объектов и признания, что все действительно осмотрено и запечатлено за один день. И я когда-то приезжала в Падую на один день и думала, что достаточно ознакомилась с городом.
Но вот спустя несколько лет мне довелось задержаться в Падуе чуть дольше и рассмотреть её немного пристальнее и увидеть в ней нечто большее, чем просто город-музей.
Вид с моста Сан Леонардо на канал Тронко Маэстро
/Ponte di San Leonardo - canale Tronco Maestro del Bacchiglione/
Via S. Martino e Solferino
Канал Санта-Кьяра /Canale Santa Chiara/- Riviera Ruzante
Средневековый центр с узкими, часто не совсем прямыми улицами-аркадами, с 2-х, 3-х этажными домами. Но в отличие от многих других старых и мрачных городов, Падуя город очень живой, приветливый и даже радостный. Возможно оттого, что здесь расположен один из самых старых и престижных университетов Италии и в городе много студентов. И улицы-аркады здесь светлые - не такие тяжеловесные и давящие как в Болонье или Турине. И при этом нет толп туристов, досаждающих своей суетой.
Via S. Francesco
А еще в Падуе есть река Брента, протекающая в северной части города, и река Баккильоне на юге города. И обе реки соединены каналами, так что центр города со всех сторон окружен водой. Именно водные пути, которые пронизывали Падую, и создали условия для зарождения города, ориентированного на этот жизненно важный ресурс. Ведь в средневековье львиная доля всех товаров перевозилась водными путями.
Серьезным препятствием для развития сухопутных перевозок являлось отсутствие хороших дорог. Лучшими из них были старые римские дороги, но эта дорожная сеть создавалась главным образом из военно-стратегических соображений - торговые мотивы учитывались гораздо меньше.
Новые же дороги были, как правило, грунтовыми немощеными или даже просто наезженными проселками, труднопроходимыми из-за грязи большую часть года, отчего транспортировка товаров занимала немало времени.
Препятствиями на пути сухопутной торговли были и многочисленные таможенные заставы, произвол местных феодалов, необеспеченность безопасности на дорогах. Все это делало сухопутную торговлю крайне невыгодной и даже рискованной, - расходы на доставку товаров существенно повышали первоначальную их стоимость.
Речной транспорт был более удобным, дешевым и безопасным, и основная масса товаров шла по рекам. Для преодоления трудностей перехода из бассейна одной крупной реки в другую уже с XI в. стали строить каналы, а в XV в. уже практикуются камерные шлюзы.
Каналы Падуи
Падую долгое время называли городом воды, но сегодня, когда речная торговля давно утратила прежнее значение, это утверждение считается спорным. Наличие остатков римских мостов Падуи (мост Альтинате, мост Сан-Лоренцо, мост Стуа) свидетельствуют о прохождении под ними реки, гораздо большей по ширине, чем те водные потоки, которые мы сегодня можем наблюдать в Падуе. Где же та вода? Сегодня реки и каналы сильно заболотились и кое-где представляют собой скорее просто замутненные канавы, а многие каналы засыпаны или же заключены в подземные трубы.
Канал Санта-Кьяра /Canale Santa Chiara/- Riviera Businello х Via Beato Luca Belludi
Однако, через воды все ещё перекинуто множество мостов, домА спускаются к самой воде и их фасады порой даже погружены в воду. Берега по большей части не обустроены, а покрыты зеленью, что придает городу уют и налет романтизма.