10 января 2020
Кто такие нарты читаем в
http://nslib.tmweb.ru/tvorchestvo/narti_rus/index.php:
В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказского хребта, живет народ, которому в исторических и филологических изысканиях отводится роль, значительно превосходящая его нынешнюю немногочисленность. Этот народ - осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем алан. Аланы-осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь века и тысячелетия бесценные памятники фольклора.Одним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великих творений человечества.Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в....
Теперь о яблоке (там же):
Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало. Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но каждую ночь кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них ни разу не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало.
Дальше можно почитать по ссылке, если интересно, там начинаются сложные запутанные истории.
Меня привлекло яблоко в картинках осетинских художников, которых нартский эпос воспитывал и интересовал.
Вот картины одного маститого осетинского художника-классика Шалвы Бедоеа.
Картина «Яблоко нартов».прекрасна и романтична. Она передает и цветущую лазурь сада, и нежность Дзарассы. Красавица в легенде превращается в голубку и уносит волшебное золотое яблоко. Красота и полет - главное в картине.
Но так как картина не передает трагической части этой истории, в которой есть братоубиство из-за ревности и т.д., то представляется закономерным, что Бедоев обращается еще раз к этой легенде о золотом яблоке в картине «Легенда о золотом яблоке». Художник пишет ее в другом, драматическом и более современном стиле.
В этой картине смешались «кони, люди», чудища, краски. Сместились привычные акценты композиции, вместо прекрасного лица красавицы появилась мертвенная физиономия с выпученным глазом, а под ним маска с козлинной мордой
И еще раз «Дзарасса» Шалвы Бедоева в стиле, близком к его драматической картине, но с типичным центром, в котором выписана легкая и изящная фигура красавицы и ее крсивое лицо в обрамлении ярких перьев
Очень яркую и красочную картину без названия написал другой художник, более молодого поколения Геннадий Абрамов. Нартские мотивы здесь угадываются лишь частично: образ женщины, окруженной огромным количеством разноцветных яблок, правда, у Дзарассы они были золотые. При этом, как видится мне, Абрамов с улыбкой отсылает нас к моделям европейского искуства - шарш на спящих и ждущих Венер с пышными телесами, и на яблоки как причину изгнания из рая,причину и символ раздора в мифологии, в том числе и в нартском эпосе. И все это добаляет художник в верхней части полоьна, явно прилетело и летит на землю из других миров, один из которых держит пышная Ню почти как яблоко перед броском.
Я еще поискала яблоки в осетинской живописи и так увлеклась, что проснулась моя бедная живописная лира, молчавшая много времени, и стали на холст проситься краски с изображениями.
Выкладываю свою картину, хотя она не достойна быть в этом ряду. Не достойна, так как дилетант тоже проснулся во мне вместе с живописной лирой. а красочность и интеллетуальное осмысление очень крепко спят!
Но тем не менее решила ее здесь поместить, чтобы совсем не замолчал журнал, так как все равно ничего другого, кроме психологического самокопания по случаю разных печалей ковида и потерь, я поместить здесь и не смогу.
Так как я давно не писала картин, то запамятовала, что мне нужно себя удерживать от исправлений, которые не улучшают, а просто меняют картину. Потому возникли две картины. Одна, можно сказать исчезла, так как вторая написана прямо на ней. и, как всегда, новый холст не был вынут, потому первая картина, как часто говорил мой муж, была мною убита Но здесь я ее воскрешаю в компьютере и помещаю для сравнения, поскольку нельзя сказать. что второй вариант лучше первого, то есть они оба с кучей недостатков. Как мне представляется, я удалилась от всех кровавых историй и легенд, а передала в картинах нечто, что есть в моей душе,связанное с Кавказо, в первой -чуть более сказочное, во второй - созерцательное. Созерцательное удалось чуть больше гармонизировать, поиски гармонизации и заставили менять (убивать) первый вариант.