В поисках следов Padre Antonio Soler в Эскориале

May 05, 2016 21:40

4 мая 2016
                                     



В Эскориале настоящее лето.
У меня выдался час, и я отправилась искать следы славы Антонио Солера, известного как Падре Антонио Солер (1729 - 1783) , Padre - так как он имел духовный сан и был членом религиозного ордена San Jerónimo.

Antonio Soler y Ramos (3 Diciembre de 1729. Olot-20 Diciembre de 1783.
San Lorenzo de El Escorial)

У меня с этим композитором 18 века, как и со Скарлатти (1685 - 1757),
был долгий роман,  не закончившийся ничем.
Это означает, что выучила несколько его фортепианных сонат
и влюблялась в них с каждым разом больше и больше,
и собиралась о Солере что-то написать.
Захотелось изучить его жизнь, съездить во все места, где он жил,
но до осуществления не дошло. Вдаваться в подробности недосуг.

Вот здесь, в Эскориале он жил, играл на клавесине и органе,
сочинил много музыки:

- религиозных произведений
  (например, 10 месс, 9 магнификат, 50 псалмов,
  16 мотетов и около 130 кантат и песен).

- театральных
  (в основном на слова драматурга 17 века Calderón de la Barca),
  все же он, хотя и был духовным лицом,
  но жил и служил при Дворе и соблюдал интересы монарха,
  впрочем, как и Кальдерон.

-  сочинения редких жанров,
  в свое время меня поразивших,
  целых шесть концертов для двух органов
  и шесть квинтетов для струнного квартета и органа.
  Цифра шесть меня напрягает мистикой, хорошо, что вместе двенадцать!

- сонат для клавира у него было больше ста.
  Тут уже цифра тоже повергала в трепет (другой), как и у Скарлатти,
  особенно, когда я снимала фотокопии
  в Национальной библиотеке Мадрида.

Падре Солер ходил по этим улицам и в Королевском дворце,
где теперь ходят туристы, и по Монастырю,
куда туристов не пускают.
В кафе сидел вряд ли. Не думаю, что монахи Ордена
имели такую свободу,  да и потребность.









Он здесь не только ходил. Он здесь учился, творил, общался.
Пять лет (1752 - 1757) Солер учился у Доменико Скарлатти,
несколько лет (1765 - 1771) он переписывался со знаменитым . Martini, Giovanni Battista (1706-1784), к чьим советам прислушивался Моцарт.
Он и сам учил музыкантов капеллы при Дворе,
а также - королевского сына, сына Карла Третьего,
для которого писал сонаты.
Вот светлое лицо этого мальчика .



El infante Gabriel de Borbón, retratado por Anton Raphael Mengs.

Этими малыми сведениями я ограничусь в рассказе
о гениальном композиторе,
необходимо покопаться в первоисточниках, но времени на это нет.
Да и у меня специальная задача, порученная Стасом (здесь),
и я обещала ее выполнить, что и делаю с энтузиазмом
и фотоапаратом.

Как сохраняется память о Солере в Эскориале,
есть ли памятник, памятные доски?

Первое, что нашлось, - живой памятник.
Это консерватория его имени.







Поскольку мы с трио тут занимаемся, то я уже не раз
помещала «внутренности» консерватории, ее зал.
Сейчас просто сфотографировала из окна ребят после занятий.
Домой не спешат.



Консерватория находится по обеим сторонам арки на фото,
Арка ведет к площади и Королевскому дворцу,
построенному Филиппом Вторым (16 век).
Конечно, строил не он, а многие безымянные люди,
но по его инициативе, планам и на его деньги.
Через несколько веков здесь появился Антонио Солер,
и его следы я ищу.



Иду я к той стороне Дворца, где вход в церковь,
чтобы спросить, есль доска или статуя.
Сюда можно сейчас войти, если купить билет,
но у меня мало времени, потому я захожу и обращаюсь к дежурному, пропускающему посетителей..
Дежурный, очень милый юноша, мне уверено сообщает,
что Солер играл здесь на органе,
но никаких досок и статуй нет, и говорит: «Может быть, в Монастыре?»
Как раз и собиралась туда идти.
Но сначала фотографирую церковь, где Солер играл.
Я как-то пыталась через одну знакомую
получить разрешение поиграть на органе, но  не дали.



Монастырь находится в углу здания.



Дверь открыта. Вхожу.



Следующие двери закрыты для посторонних.
Дежурная, прелестная девушка, мне объясняет,
что это частная собственность.



Я спрашиваю насчет доски или статуи. Она говорит, что там их нет.
Но… там есть могила Антонио Солера.
Начинаю ее просить сделать для меня фотографию,
поясняю, что мне поручили из Москвы сфотографировать
что-то посвященное Солеру, а тут такая святыня!
Девушка объясняет, что она должна пропустить детей,
но потом, вероятно, видя мои просящие глаза,
добавляет, что минуты через три дети уже должны все пройти,
и она сфотографирует.
Тут без всякой задней мысли я начинаю рассказывать,
что я уже много лет назад была в этом,
недоступном для простых смертных Монастыре,
у меня было рекомендательное письмо к хормейстеру,
который здесь обучал детей пению.
Ангельскими голосами дети специально пели для меня,
забыть это невозможно.
Но про пение я не успела  досказать, так как девушка спросила:
«Это был Хосе?» Да! Оказалось, что он еще работает немного здесь,
но уже не с хором.
Я обрадовалась неимоверно, так как мы виделись пару лет назад,
когда прилетала Лиля, они учились вместе в ЦМШ,
и Хосе в ту встречу выглядел больным.

Неожиданно имя Хосе послужило рекомендательным письмом.
Девушка открыла мне двери и повела  через холл и патио
(фотографии эксклюзивные):







Повела к коридору и к той плите, на которой сейчас
уже почти не видно имя Солера.







Не расстраивайтесь, что имени почти не видно!
Здесь уже больше двух веков по коридору бегают дети,
и Падре Антонио Солер слышит их голоса
и, может быть, вспоминает испанские переборы фанданго.

image Click to view


image Click to view

\
Scott Ross (1 Marzo de 1951 - 13 Junio de 1989), clavecinista estadounidense.



padre soler, личное, Эскориал

Previous post Next post
Up