Как поднять уровень современного высшего образования?

Jun 04, 2012 17:09

Нашла на Slon.ru интересную статью, которую считаю нужным процитировать в своем журнале. В ней речь идет о совершенствовании современного образования, о возможных мерах по повышению конкурентоспособности отечественной высшей школы.
По-моему, нестандартно, но вполне разумно. Как думаете?

[10 шагов к повышению престижа ВУЗов]
1. Реализация реальной платности высшего образования

За все в современном мире надо платить, и за качественную образовательную услугу тоже. Ситуация, когда все просто делают вид, недопустима: государство делает вид, что оплачивает бюджетные места (а выделяемых средств на обучение не хватает, в принципе), вузы делают вид, что обучают, студенты делают вид, что учатся, а рынок уже устал делать вид, что ему нужны выпускаемые вузами специалисты и бакалавры.
Многие профессора в последние годы ушли из высшей школы со словами: «Не хочу участвовать в обмане». И с этим сложно не согласиться.
Хуже всего сейчас приходится тем, кто учится на платной основе: они реально платят не только за себя, но еще и за двух-трех бюджетников, а знания все равно получают, так сказать, условно.
Государство, конечно, может и должно финансировать подготовку людей с высшим образованием, но эти места должны быть предназначены для лучших и распределяться только на открытой конкурсной основе, а платить за обучение надо только «по рынку». Кто не захочет попадать в зависимость от государства, тот может и сам финансировать свое образование. Кстати, в случае осуществления реальной платности обучения в вузе его рыночная цена однозначно снизится. Корпорации, кстати, тоже вполне могут быть заказчиками высшей школы, как и сами вузы, желающие подзаработать или получить нужных себе специалистов.

2. Приватизация вузов и их равноправие вне зависимости от формы собственности

Инвестиции не придут в высшую школу, если не появится понятного механизма акционирования, приватизации и выхода на настоящий рынок нынешних государственных вузов. Кроме того, министерству образования и науки придется, рано или поздно, отказаться от ведомственного принципа и начать направлять деньги вслед за абитуриентом, ставшим студентом, вне зависимости от того, в государственный он поступил вуз или в частный.

3. «Распределение» в случае, если студент не платит за свое обучение сам

«Кто девушку обедает, тот ее и танцует». Этот циничный принцип снова должен быть в силе в системе высшего образования. Если за человека с дипломом бакалавра или магистра заплатили (государство, корпорация или сам вуз), то правом «первого найма» (чуть не сказал, «первой ночи») обладает заплативший. Можно говорить о сроках такой «кабалы» (4-5-6 лет), это тоже может определить рынок. Данная форма не есть ренессанс советского распределения, а обеспечение возвратности и доходности инвестиций в человека.

4. Преподавание на английском языке

Конечно, речь не может идти о всеобщей англосаксонизации высшего образования, но часть предметов, особенно гуманитарного цикла, надо уже начинать вести на английском, а в ряде программ магистерской подготовки надо переходить на английский полностью. С нового учебного года мне предстоит читать в Высшей школе экономики подкурс культурной политики на английском языке, и я думаю об этом с ужасом. Здесь, хочешь-не хочешь, но начнется повышение конкурентоспособности и самих профессоров.

5. Доведение до проектной мощности ЕГЭ

Пора уже закончить все разговоры про отмену ЕГЭ. ЕГЭ не просто нужен, он необходим! Кстати, единственный вопрос, по которому все кандидаты на пост Президента России на прошедших президентских выборах были единодушны (даже Михаил Прохоров!) - это недовольство ЕГЭ. Понятно, что к нему есть вопросы, но этот инструмент надо просто отладить. Кстати, пресловутая проблема 100 баллов по русскому языку в ряде южных регионов России легко решается: надо изъять проведение ЕГЭ из системы образования и передать, например, в Министерство внутренних дел (хоть какая-то от него будет польза), и офицеры полиции начнут с удовольствием ездить в командировки, например, в Чечню не для участия в контр-террористических операциях, а для организации экзаменов в средних школах.

6. Демонтаж Высшей аттестационной комиссии РФ

ВАК РФ - коллегиальный орган при Министерстве образования и науки, ведающий присвоением ученых степеней и выдачей соответствующих дипломов. Изначально предполагалось, что в нем заседают самые уважаемые ученые в своих областях, чтобы принимать решения о присоединении к ученому сообществу новых представителей. Понятно, что сейчас все выглядит немного иначе, и ВАК РФ уже становится анахронизмом.

7. Отказ от привилегированного положения МГУ и СПбГУ

Никто не оспаривает авторитет этих высших учебных заведений. Только в рыночных условиях качество предлагаемого высшего образования надо доказывать постоянно в конкурентной борьбе. В этой ситуации располагать какими-то особыми статусами не только нечестно, но и вредно, поскольку выведение из общих условий, рано или поздно, но скажется на конкурентоспособности даже Московского и Санкт-Петербургского университетов.

8. Реформа Российской академии наук

Крайне необходимая мера по причине того, что РАН уже давно не оправдывает своего предназначения и уж точно не является локомотивом инновационного развития. И дело здесь даже не в пресловутом недофинансировании, а в том, что РАН уже практически перестал иметь хоть какое-то отношение к действительности. Жизнь и рынок часто совсем не пересекаются с РАН и с его науками. Как быть? Один из вариантов - интеграция РАН и высшей школы. ВУЗы должны стать субъектами научно-инновационного процесса. РАН может им в этом помогать уже не как учреждение науки (каковым оно часто является по форме, а не по содержанию), а как кадровое агентство, способное привлечь лучших ученых и специалистов. Кстати, должен отметить, что прогнозируемого и совершенно ненужного разделения Минобрнауки России на два ведомства не произошло. И это, наряду с передачей туризма в ведение министерства культуры, самый позитивный момент в новой структуре федеральных органов исполнительной власти.
...Вообще, отношения образования и науки с экономикой или, как раньше говорили, с производством - это отдельная большая тема. Знаете, почему у нас до сих пор медицинские вузы готовят хороших врачей? Это, кстати, единственная сфера, где мы реально конкурентоспособны. Ответ прост: кафедры медицинских вузов находятся в больницах, то есть обучение не оторвалось от практики. И этим тоже надо заниматься.

9. Сокращение вузов и бюджетных мест

Об этом уже заявил новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, и здесь с ним категорически нельзя не согласиться. У нас, действительно, много вузов и, что уж греха таить, большинство из них - плохие. От этого балласта придется избавляться.

10. Возможность государственного финансирования обучения за рубежом

Отдельная важная тема. По ряду специальностей и направлений мы, вообще, не имеем качественной подготовки в отечественных вузах. Это касается не только ряда инженерных специальностей, но и, например, урбанистов, которых у нас просто не готовят, ну или делают вид, что готовят. При этом обучение за границей - нормальная мировая практика, поскольку позволяет взаимообогащаться различным образовательным системам, что тоже влияет на их конкурентоспособность.


Кто знает, может, мы и дорастем когда-нибудь до уровня Гарварда?




социология, педагогика

Previous post Next post
Up