"Волшебная флейта" в "Зазеркалье"

Jun 10, 2011 00:41

Нисколько не преувеличивая, заявляю - роскошный спектакль, роскошный! Умеет же "Зазеркалье" сделать из навязшей в зубах оперы конфетку. Причем свежую.
Тем музыкальным руководителям, которые как огня боятся исполнения не на языке оригинала, следовало бы поучиться у "Зазеркалья". Может быть, вокально это неудобно. Даже скорее всего. Хотя немецкий обычно тоже очень радует вокалистов... Но и плюсы свои есть, как выяснилось. Не без оговорок, но есть.

Как всегда в "Зазеркалье", спектакль оформлен невероятно стильно и красиво: особенно запоминается оживающий портрет Памины. Впечатляют расписанный масонскими знаками и великолепно освещенный храм Зарастро, потоки огня и воды в финале...
Спектакль просто переполнен блестящими находками, пересказывать которые бесполезно. Но суть сводится к тому, что вы идете на порядком запылившуюся оперу Моцарта, а получаете великолепное зрелище. Чего стоит одно только похищение флейты из оркестра!
Артисты, как это принято в "Зазеркалье", совершают настоящие подвиги - поют, идя по узким перилам, Царица ночи во время второй арии мечет в Памину кинжалы, Памина в одной из сцен выходит из глубины зала и идет до сцены с завязанными глазами... Вероятно, кому-то подобное действие покажется перегруженным, но зато одним выстрелом убиваются два зайца: сказка оказывается настоящей сказкой, в которой не может быть предела чудесам, а спектакль становится по-настоящему захватывающим и современным.
Лично для меня сегодня лучше всех была Памина (Надежда Антюфеева). Голос, игра, пластика, попадание в образ - совершенная актриса. Надо срочно посмотреть ее в других спектаклях. Очень интересно решен образ Тамино. Мне кажется, ставка сделана на преимущественно неказистую внешность теноров. Да, тенору трудно быть принцем. Тогда почему бы не пытаться бросить попытки скрывать это обстоятельство и не обернуть его на пользу образу? Так получается принц интересной формации: обаятельный и нелепый интеллигент в кроссовках. Замечательный Сергей Гаврилов чудесно поет и отлично играет. Необыкновенно ярок Михаил Новоселов в роли Папагено.
Дивно звучали ансамбли: великолепное трио дам (Елена Понятовская, Анна Снегова, Кристина Фуш) и очаровательные мальчики, из которых особенно выделяется третий (Мария Решавская). А отдельное спасибо Ольге Красных за роль старухи Папагены ))).

Из недостатков (ну надо ведь их найти, чтобы выпендриться) я бы отметила некоторое выпадение из моцартовского стиля (чисто вокальное, возможно, все-таки связанное с пением по-русски); на мой вкус, только Надежда Антюфеева была полностью в стиле, от начала до конца. Правда, подозреваю, Петров и не ставил своей задачей сделать что-то для Зальцбургского фестиваля. Второй минус спектакля касается неприятно удивившего назначения на должность Царицы ночи Светланы Чуклиновой. Нет, конечно, она там не одна Царица ночи, но мне не повезло. Где-то в моем сознании (или даже в подсознании) копошится мысль о том, что не стоит браться за Царицу ночи, если не умеешь гладко петь фиоритуры. Даже если не являешься природной колоратурой, нужно этот вопрос как-то решать. Вторая ария, кстати, у певицы получилась лучше с точки зрения попадания в ноты, но, увы, без нужного накала, несколько вяло.
Короче говоря, сколько ни кричи Гергиев о возрождении интереса к опере, если на это и способен современный театр, то только "Зазеркалье".

театр, опера, "Зазеркалье"

Previous post Next post
Up