Производительность труда - фундамент экономики. Однако, так ли прочен этот фундамент в России и у нас, в Забайкалье, в частности? И почему большинство работе предпочитает отдых. Вот такие вопросы мы будем обсуждать сегодня. Я не хочу говорить о российской ментальности, больше интересует сторона сугубо экономическая, с психологией все понятно. Избалованные, как мне кажется, фиксированной платой за свой труд граждане, дружно готовы делать меньше, но за те же деньги.
В своей статье «Россия и глобальные вызовы» Дмитрий Анатольевич Медведев рассуждает о том, что определяет экономические реалии мира сегодняшнего. Зачитаю несколько любопытных цитат из многостраничного труда премьер-министра «Дело не только в геополитике и не в санкциях - ими можно объяснить лишь часть проблем. А вот российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы. И эта проблема далеко не только последних лет или даже десятилетий. Ни централизованно-административная экономика с абсолютным доминированием государства, несмотря на все приносившиеся жертвы, ни последующая инерционно-сырьевая модель не позволили это отставание сократить.» «Однако» - рассуждает дальше Дмитрий Медведев - в любой ситуации, в любом положении, при любых ресурсах можно, при желании, выстроить пирамиду "объективных обстоятельств": много земли - плохо, трудно освоить, мало земли - плохо, негде жить и сеять, мало полезных ископаемых - плохо, высока зависимость от их импорта, много ископаемых - тоже плохо, не развивается остальная экономика, мало людей - не хватает трудовых ресурсов, много людей - невозможно всех прокормить…И еще: «Достижение наших целей требует серьезных реформ. Это сегодня очевидно для всех. Нам придется перейти к такой модели развития, которая позволит более успешно конкурировать, чем до сих пор. Это совсем не прежняя парадигма "догнать и перегнать" по мясу, молоку, тракторам и чугуну. Надо научиться быть лучше и быстрее, и в этом состоит единственный путь к цели в современном меняющемся мире.»
То есть, суть такова, хотите хорошо жить - стремитесь к этому, прилагая все усилия. Казалось бы, прописная, довольно банальная истина. Однако, есть от чего испытывать недоумение. То же правительство России говорит нам о том, что отдыхать в следующем году мы будем почти еще один отпуск, то есть целый месяц. К выходным добавляются 30 праздничных дней, разбитых на небольшие фрагменты. 10 дней, как водится, новогодние каникулы. Оставшиеся 20 сгруппируются по три-четыре выходных дня подряд в честь праздников. Выходные дни 2 и 3 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, переносятся на 3 мая и 7 марта соответственно, а день отдыха с субботы 20 февраля - на понедельник 22 февраля.
Напомню, по Трудовому кодексу если праздничный день выпадает на субботу или воскресенье, то выходной день переносится. А новогодние праздники официально длятся с 1 по 8 января, не считая переносов. В итоге на День защитника Отечества будем отдыхать три дня - с воскресенья по вторник, накануне отработав субботу 20 февраля. На Международный женский день - 4 дня. Далее майские каникулы: с субботы 30 апреля по 3 мая включительно и на День Победы еще три беззаботных дня. А потом еще раз в ноябре на День, непонятного народного единства - с пятницы 4 ноября по воскресенье 6 ноября.
А я напомню, что еще есть суббота с воскресеньем по 52 раза в году. Итого, на какое-то праздное существование отводится треть года. В предпраздничные дни, да и почти каждую пятницу принято в обществе не о работе думать, а усиленно морально готовиться к предстоящим выходным. Получается, что будни проходят в стремлении дожить сначала до обеда, потом до окончания рабочего дня, потом до выходных и в итоге - праздников.
Я, кстати, нисколько не нападаю на сами праздники, и даже напротив, приветствую их, особенно те, которые говорят о славном историческом прошлом и взывают к положительным социальным парадигмам. Но если разрушительный эффект превосходит все прочие блага, так не разумнее ли отказаться, вы не находите?
Вернемся к тому, с чего начинали, к пресловутому фундаменту экономики. Так вот производительность труда, то есть его повышение - самый, что ни на есть важнейший фактор устойчивого экономического роста и благосостояния страны. По сути, каждый раз, когда частная и даже отчасти государственная компания поднимает свою производительность, она создает дополнительную стоимость, которую в дальнейшем можно распределить между потребителями (в виде продуктов лучшего качества или более низких цен), сотрудниками (в виде более высоких зарплат) или инвесторами (в виде прибыли). Если примитивно, то столь вожделенное всеми благосостояние, измеряемое как ВВП, можно понимать, как количество занятых работой, умноженное на производительность труда.
А с последним у нас как раз и обстоит все крайне плохо. Эффективность человека, который целый день проводит на работе, крайне низка, будь это уровень чиновника или какого-нибудь представителя офисного планктона. Пусть даже одинаковое количество времени проводит средний трудящийся из России в сравнении с тем же жителем Соединенных штатов, но полезного вклада в ВВП наш соотечественник внесет, почему-то, в три-четыре раза меньше. То есть объем трудозатрат в российской экономике почти такой же, как во многих развитых странах, но на одного занятого в России производится меньше трети того, что где-то там, в более успешных государствах. Почему? А потому, что организовать себя на рабочем месте не можем, выполняем сотни ненужных функций или, что чаще всего, созерцаем красивые заставки рабочего стола. Настоящим проклятьем для работодателей в последнее время стали еще многочисленные сетевые сообщества, откуда человек выходит только в туалет, либо к офисному кулеру. При этом все строго блюдут трудовое законодательство и не позволят себе сверхурочных без сверхзарплатных, только вот непонятно опять за что... За то, что если могу не делать, то не буду?
Другая сторона вопроса - вовсе отсутствие желания работать. У нас, в Забайкалье, тут я озвучу слова губернатора региона ( Ильковский К. К.) в одном из интервью - Дефицита рабочих мест практически нет. У нас восемь с половиной тысяч квот на иностранную рабочую силу. Любое из этих мест может быть замещено россиянином, забайкальцем. И оплата там хорошая... всех приглашают, но ведь приходят единицы. О дефиците кадров не просто заявляют, бьют во все колокола руководители сельскохозяйственных предприятий. Набор производит и Быстринский ГОК на стройку. Сегодня ведётся строительство объектов военной инфраструктуры в Степи. И все, кто хочет туда устроиться, они практически все устраиваются. То, что у нас дефицит рабочих мест - это миф, который в некоторой степени оправдывает наше нежелание работать - говорит губернатор и продолжает: «Но у нас как бывает - человек приходит на производство, просит руководителя: "Подпиши справку, что у тебя нет рабочих мест. Я получаю там свои три-пять-семь тысяч на бирже труда. И мне больше ничего не надо". Так, что было бы желание, работа есть для всех.
Я, собственно, к чему завел этот разговор, и даже несчастные праздники вспомнил? Так вот к тому, что бессмысленно все время апеллировать к паразитарной сущности власти и отсутствию перспектив для жизни, если не прилагать усилий для достижения максимальной трудовой отдачи от того рабочего места, что занимает ваше тело.
Антон Калганов.