В одной соцсети я подписана на группу типа "сделай сам". И время от времени мне предлагают подписаться другие однотипные сообщества. Сегодня пришло приглашение от мастериц "детских развивающих игрушек". И меня зацепило!
[Дальше много о воспитании детей и развитии творческого потенциала]Вот я не могу понять, чему может научиться ребенок, кидающий разноцветные куски пластилина, в картонную трубку от бумажных полотенец. Или как развивает такая игра: берется цветной картон. На лист красного картона цепляется, соответственно, красная бельевая прищепка. На желтый - желтого.
И чтооо?? Зачем искусственно ограничивать свободное детское мышление, навязывая мысль о том, что красному цвету - только красное, а желтому, соответственно, желтое. Он бы, может, к красному белую прищепку хотел прицепить. Убивается детская инициатива и самостоятельное мышление. Сначала ребенок думает: а почему красная прищепка-то? Потом перестает воспринимать информацию критически, мама же сказала, значимый человек. Так и появляется поколение покорных исполнителей. Эта проблема уже нашего поколения. Уже сейчас в цене не исполнители, которых везде пучок за копейку, а изобретатели и творцы.
Мне кажется, что идеальная развивалка - дать ребенку горсть прищепок и листы картона. И пусть он сам придумывает, как в них играть. Вот тогда как раз и развивается то самое креативное мышление, а не когда он делает что-то по указке взрослого.
Вот как играли дети раньше? Взяли палочку - это и кукла у девочки, и солдатик у мальчика. Девочка надела снизу цветочек-колокольчик - вот у куклы и одежка. А сейчас? Ребенку просто нет нужды думать, что может выступить в роли игрушки: в магазине есть все. Хочется куклу? Мама, пошли в магазин! У куклы нет платья? Мама, пошли в магазин! Представлять ничего не надо, всё можно купить.
Оголтелое потребительство воспитывается с самого детства. Зачем вообще что-то делать, если все можно найти в магазине. Я считаю, что если уж не получается ребенка ограничивать естественным дефицитом, надо делать это искусственно: не покупать все подряд. Скажем, купили куклу, а одежки ребенок шьет ей сам. (Я просто сама девочка, поэтому рассуждаю о куколках и одежках, мне сложно представить, что там у мальчиков моего детства было :))
Масла в огонь подливают Интернет и фильмы. Думать уже не надо - в Интернете практически на всё есть готовые решения. Главный творческий акт - найти в интернете место, где продается вещь, и место, где описываются способы ее употребления. Далее - следовать инструкции с небольшими девиациями.
И вот если мы - поколение готовых решений, то наши дети, у которых интернет и гугл с самого рождения, будут еще больше усугублять проблему. Зачем что-то учить и запоминать, если в течение минуты это можно найти в поисковике? У них нет библиотек, по которым нужно ходить и перелопачивать десяток книг, чтоб найти нужную информацию только в одной из них. Современный ребенок включает компьютер - и вот оно, два десятка готовых рефератов на нужную тему, которые остается только скачать, сделав один клик по ссылке. Пять минут - и у тебя уже готовая работа.
В общем, родителям надо как-то держать детей подальше от Интернета, а если и пускать туда, то искать не готовые, скажем, рефераты, а сами книги, которые надо прочитать. Да, это займет несколько дней или недель, но и результат будет круче.
Раньше читали книги и представляли себе целый мир. Я вот из читающей семьи. Мы с сестрой дрались за право первым прочитать новую книжку. Или читали по 10 страниц каждая, а я, как читающая гораздо быстрее, всячески мухлевала, чтобы прочитать побольше, потому что снова ждать своей очереди было невыносимо скучно :)
Я сначала прочитала книжку "Сто лет тому вперед", а потом уже посмотрела фильм "Гостья из будущего". Помню свое страшнейшее разочарование от Космозо. Я себе его представляла совершенно космическим, как в книге, а тут простой городской парк, как в обычной жизни.
А сейчас все ждут фильмов, а уж если он клевый, читают книги по ним. Или тот, кто читает книгу, потом первым делом интересуется, сняли ли по ней фильм.
Конечно, понятно, что строго следуя рекомендациям, ребенка-творца со 100%-ной гарантией не вырастишь. Природные таланты тоже имеют место быть. Как в китайских олимпийских школах - набирают по несколько сотен детей, а дельных спортсменов среди них - по пальцам одной руки пересчитать хватит. Но хотя бы шансов у ребенка остаться самим собой и развить свои таланты, а не вливаться в остальное стадо, будет больше. Может, у нас уже рождалась новая Коко Шанель, но с такими развивашками, когда красное жёстко привязано к красному, её талант где-то безвестно сгинул в пятилетнем возрасте))