В прошлую субботу в компании прекрасных девушек Тани
chellove4ishe, Жени
eugesha, Вероники
veronika_stef, Оксаны
oksa_sun и Маши Кукатовой, а также Миши
samiznaetekto побывали в
Художественной мастерской «Алан» по приглашению Юли
juliatrushina, за что ей огромное спасибо!
Давно не была на такой замечательной экскурсии! Но обо всём по порядку.
В мастерской нас встретил потрясающий человек, а по совместительству её директор Владислав Шахов - интересный рассказчик, умеющий поддержать любой разговор, человек влюблённый в своё дело, очень душевный и гостеприимный. И пока мы с Вероникой ждали остальных участников, нас напоили вкусным алтайским чаем (что было очень своевременно, учитывая, что я совершенно продрогла), а Владислав начал потихоньку приоткрывать нам тайны появления и изготовления фарфора.
По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV-VI веках, по другим - только к XIII веку. Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана (ит. рorcellana - морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» - «сын неба».
Китайцы никому постороннему не открывали секретов своего искусства, а передавали знания только от отца сыну. Причем, имея неподалеку от Пекина залежи основного элемента фарфоровой массы - прекрасной белой глины (коалина), средневековые китайские мастера даже её «отмучивали и вылёживали» в глубоких земляных ямах без доступа воздуха около 20 лет.
Редкость и дороговизна фарфора привели к тому, что он ценился на вес золота - его даже называли «белым золотом». Изделия из него дарили коронованным особам, ими украшали парадные залы, если вещь разбивалась, то кусочки битого фарфора оправляли в золото или серебро и носили на цепочках как украшения. Также фарфору приписывались магические свойства, как, например, способность изменять цвет, если положенная в фарфоровую посуду пища или налитая в фарфоровый сосуд жидкость отравлена. Может быть, в этом и заключалась причина появления первых образцов китайской фарфоровой посуды при дворах европейских монархов)
Но 300 лет назад Европа и не представляла, из чего делается фарфор, а китайцы старательно оберегали тайну его изготовления.
Понятно, что все пытались разгадать секрет. И в начале XVIII века это всё-таки удалось в Саксонии немецкому химику Иоанну Беттгеру вместе с физиком и математиком Вальтером Чирнгаузом. После многочисленных экспериментов они открыли секрет фарфоровой массы и изобрели европейский фарфор.
Безусловно, это не могло пройти мимо внимания Петра I, обустраивавшего Россию по западному образцу. Но его идея о создании собственной фарфоровой мануфактуры осуществилась только в период правления Елизаветы Петровны. В России практически одновременно удалось создать фарфоровую массу ученому Дмитрию Виноградову в Петербурге и керамисту-практику Ивану Гребенщикову в Москве. Однако Гребенщиковым не разрешили массово производить фарфор, так как создавался завод в столице, под покровительством Елизаветы I. И в 1744 году была открыта первая Петербургская фарфоровая мануфактура, ставшая впоследствии Императорским заводом.
Итак, теперь «секрет» смеси всем известен. В составе фарфора 50 долей занимает каолин (белая глина) и по 25 долей - кварц и полевой шпат. В процессе перемалывания, перемешивания и плавления эти компоненты превращаются в однородную массу.
Перемалывание всех твёрдых компонентов фарфоровой смеси происходит вот в таких мельницах, куда добавляется вода и белые камешки уралита.
В результате получается жидкая взвесь фарфоровой массы - шликер. Его заливают в заранее подготовленные гипсовые формы. Вода из шликера впитывается в гипс, и на её стенках откладывается более плотный слой. Когда этот слой набирает достаточную толщину, лишний шликер выливается, форма подсыхает, её можно разобрать и вынуть изделие.
Свежую, ещё влажную отливку можно изменить по форме и объёму - долепить, приклеить детали (литые и лепные) и, наконец, аккуратно зачистить поверхность. После изделия отправляются на полочки и в ящики на пару дней для просушки.
Ещё до того, как нам показали каким образом сливается из формы лишний шликер и пока все ещё мучились вопросом как в изделии появляется отверстие, я в своё время знавшая физику на уровне выигранной школьной олимпиады уже обо всем догадалась и отправилась в соседнюю комнату. Удалось даже сфотографировать её пустой и самостоятельно всё поразглядывать, а через несколько минут все подтянулись сюда же и Владислав продолжил свой рассказ про создание гипсовых форм. Их называют капы.
Работу над формой начинают с изготовления модели изделия, которое необходимо получить. Модель - это точная копия будущего изделия, но несколько больших размеров. Ведь копии-отливке предстоят сушка и обжиг с неизбежными усадками.
В общем-то, это и есть тот самый момент творчества, который делает работу с керамикой искусством. Именно в модели воплощается художественный замысел автора.
Первоначальное изделие можно сделать на гончарном кругу, выточить из металла, затвердевшего гипса или слепить из пластилина. Закончив модель, приступают к изготовлению формы, которую, конечно, придется делать разъемной, чтобы без помех и усилий достать из нее сформованное изделие. Делая гипсовые слепки, надо хорошо продумать, как расположить плоскости, по которым части формы придется стыковать друг с другом. Понятно, что чем сложнее форма изделия, тем больше придется предусмотреть этих плоскостей, а значит и частей формы.
После просушки изделия направляются в печь. Обжигаются фарфоровые изделия путем нагревания до температуры равной 1380-1430 градусов по Цельсию, после чего они постепенно охлаждаются. Этот процесс позволяет снять внутреннее давление и удалить излишки воды.
Печь нагревается очень быстро. Нам даже продемонстрировали как за несколько секунд эти пружины нагрелись так, что прикасаться к ним можно было, но уже как-то не комфортно)
А дальше начинается настоящая красота - изделия покрываются глазурью, их расписывают вручную художники или наносят деколь. Чаще всего фарфоровые изделия декорируются надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, так как сверху защищены прозрачной глазурью, но имеют ограниченную палитру. Надглазурные краски имеют обширную цветовую палитру.
При декорировании изделий в технике деколь используется переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок.
В некоторых глазурях при обжиге возникают кристаллы. Самое интересное, что он живые и растут. А ещё они космически красивы)
Кстати, посуда из фарфора считается идеальной, ведь она должна быть крепкой и гладкой, иметь водонепроницаемое покрытие и устойчивость к механическому и химическому воздействию. Фарфор отвечает всем указанным требованиям. Его невозможно расколоть, разрезать, поцарапать. Он не восприимчив к кислотам и щелочам, содержащимся в бытовой химии. Было даже доказано, что фарфор обладает бактерицидными свойствами. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и не впитывает вкус или запах пищи. Все это делает хороший фарфор не только красивым, но и необычайно практичным. Я вот серьёзно задумалась над приобретением)
Рассказав нам множество интересных фактов из истории, показав как происходят все этапы изготовления фарфоровых изделий, Владислав сделал нам замечательный подарок - позволил нашей громкой неугомонной компании и самим попрактиковаться в лепке. Мы все дружно вдохновились и вот наши творения)
тарелочка
и куда же мы без логотипа замечательного сообщества
spbblog Мы старались, да)
И, собственно, участники, принимавшие участие) Фото Тани
chellove4ishe Надо сказать, что экскурсия была рассчитана на 1,5-2 часа, но совершенно не хотелось уходить из этой удивительной мастерской. Мы пили чай с гречишным мёдом и зефирками, открыв рты слушали Владислава, много говорили, кажется, обо всём на свете, и вышли вдохновлёнными и одухотворёнными только через 4 часа с непреодолимым желанием обязательно вернуться, потому что здесь можно приобрести отличные подарки к праздникам по собственным эскизам или просто рассказать идею мастеру. И это будет только ваше индивидуальное изделие, а когда подарок личный и уникальный, то для меня он намного ценнее.
А ещё обязательно посоветую мастерскую своему руководству для заказа корпоративных подарков, потому что здесь работают замечательные люди, с душой создающие прекрасные вещи.
Спасибо вам, за то, что несете в этот мир прекрасное и до новых встреч!
И спасибо за презентованную турочку-совушку, которая теперь живёт у меня дома)