Спонсорами моего второго в жизни посещения балета послужили сразу два фильма -
"Билли Эллиот", разумеется, ну и "
Чёрный лебедь" до кучи. Из "Лебедя" я вынесла знание о том, что Одетту и Одиллию традиционно танцует одна и та же балерина, а из "Эллиота" - желчный спойлер о финале истории (что в сочетании с полным незнанием сюжета сыграло со мной злую шутку, ха-ха) и желание услышать вживую невыносимо пронзительного Чайковского, потому что если бы где-то исполняли просто музыку, без балета, то я бы пошла на просто музыку.
Ну, что сказать. Впечатление у меня осталось гораздо менее цельное, чем
от "Щелкунчика". Отчасти это обусловлено тем, что при всех вольностях постановщиков сюжет "Щелкунчика" знаком с младых ногтей. Отчасти сложности восприятия связаны с тем, что либретто "Озера" я из принципа не читала, желая посмотреть балет как он есть и понять, о чём мне вот это всё говорит. Ну так себе говорит, местами не помогают ни чтение либретто (ни заранее, ни параллельно с исполнением), ни тот факт, что балет смотрится не впервые (это мы ещё весной хотели с подругой сходить на "Озеро", в итоге я заболела и отдала билеты ей, она сходила, а потом и со мной вот сходила, и ещё в третий раз собирается, но пониманию языка балетной условности это мало способствует). Над формулировкой Одетта рассказывает свою историю: она заколдована Злым гением, днём она лебедь, а ночью - девушка, и только верная любовь может её расколдовать мы дружно посмеялись, потому что об этом лично я знала из мирового пространства и из фильма с Портман, но где и как Одетта там что-то рассказывает, понять невозможно, по крайней мере с моей степенью невежественности (не буду сюда подругу приплетать). Из того же амплуа невежественного критика скажу, что в "Озере" слишком много бессодержательных танцев, все уже поняли, что у вас там бал, ну зачем так-то нажираться, давайте дальше уже. В "Щелкунчике", кстати, эти танцы, которые просто танцы, не участвующие напрямую в развитии сюжета, как-то лучше воспринимались - естественнее, органичнее... ну то есть просто естественно и органично, без сравнительной степени. Ну и "Танец маленьких лебедей" из-за его можно сказать хрестоматийности, или из-за мемности, или из-за разветвлённой цепочки ассоциаций, которые у каждого свои, без улыбки встречать невозможно.
Но при этом, блин, магия существует, причём с первых минут, потому что постепенное освещение бальной залы меня заворожило сразу, и неважно, что кое-где светильники зажигались раньше, чем слуга подносил к ним факел. А главное - ночное озеро существует. И лебеди на нём - и это не танцовщицы, а реально, сука, лебеди. И Злой гений в облике чёрного коршуна (в интернетах пишут, что это орёл, но у меня пусть будет коршун) не скачет по сцене, размахивая пришитыми к костюму крыльями, а летает коршуном. Короче, в своей собственной версии я бы сильно сократила дневную часть, где происходят красочные, но довольно скучные танцы видимо, неспроста при активном участии шута, которому на поклонах аплодировали больше всех, и оставила бы "день" только для контраста основному содержанию - чарующей и мрачной ночной сказке с весьма сомнительным финалом, что бы там в либретто на сайте Кремлёвского дворца ни писали.
Что касается самого Кремлёвского дворца, то их сайт любезно предупреждает, что время досмотра на Кутафьей башне может быть увеличено и что зрителей просят отнестись с пониманием и приходить на мероприятие заранее - допуск зрителей начинается за 1 час 45 минут до начала представления, и да, там три кордона полиции плюс мелькание, наверно, ОМОНа в шарообразных шлемах. Думаю, визитов сюда мне пока что достаточно, и моим следующим театром будет РАМТ.
Постскриптум. Рядом с нами сидело семейство с двумя дочками, одна младшешкольница, а другая чуть ли не дошкольница вообще, и они вертелись и егозили, конечно, ибо три часа балета, пусть и с перерывом - нагрузка не для таких маленьких детей, но когда ближе к финалу одна из девочек в прямом смысле металась в отчаянии, копируя жесты мечущегося в отчаянии Зигфрида, я подумала, что выразительность балета доступна для всех (что, естественно, не отменяет возрастных сложностей с усидчивостью).