Ибо книжки попались так себе.
Вера Заведеева, "Минувшей жизни злая кровь"
Поводом прочитать стала, как ни странно, не сама книжка, а ее, как мне показалось, заявленное в аннотации сходство с "Фарисейкой" Мориака. Саму "Фарисейку" - историю о уже пожилой женщине, которая считает, что все вокруг живут неправильно, - я еще не читала, но, видимо, никуда от этого не денусь, потому что она упорно стоит парой к книге Заведеевой и потому что от Мориака благодаря
"Клубку змей" я ожидаю большего.
Что до Заведеевой, то ее роман рассказывает о сибирячке Зое Поповой, которая мечтала стать актрисой и уехала в Москву, а там, глядишь, и замуж не единожды вышла, и так и прожила до конца своих дней, никого за 1,5 исключениями не любя, как намекает название произведения. "Злая кровь" (или "Минувшая жизнь") представляет собой смешение вроде бы социальной и психологической прозы на интересной исторической подложке, потому что героиня 1926 года рождения, и ключевые события истории страны совпадают с ключевыми событиями в ее частной жизни хотя бы хронологически. Сейчас я специально загуглила автора и обнаружила, что у нее полувековой профессиональный стаж и все такое, то есть книга по идее не о ее поколении, но о поколении ее родителей, то есть предполагается, что человек знает, о чем пишет... И это идет вразрез с моим ощущением, что "Жизнь" написана кем-то вроде Даши Почекуевой, опубликовавшей свою работу в серии "Молодая проза. Новое поколение", потому что меня всю дорогу смущали всякие штуки типа одиннадцатиклассников шестидесятых годов (в то время как одиннадцатилетнее образование ввели в конце восьмидесятых; может, старшие товарищи меня поправят, но вообще мне кажется, что по этому пункту я ничего не путаю, и он там был не один такой Upd. По этому пункту я автора оклеветала, видимо, была одиннадцатилетка местами). Что до социально-психологической стороны, то я отнесу "Жизнь" к бытовому психологизму, как недавнее
"Жили-были" Хрусталева, а под бытовым психологизмом я подразумеваю... точнее, формулирую его определение прямо сейчас... точно подмеченные и описанные типичные поведенческие паттерны, вероятно, сопровождающиеся комментарием в духе популярной психологии, но лишенные глубины и индивидуальности что со стороны автора, что для персонажа. О, завернула.
Ну и вообще "Жизнь" во многом похожа на Хрусталева: написана грамотно, какие-то картинки в голове возникают при чтении, да еще и историческая тема благодатная, ассоциаций хоть ложкой черпай, но лично у меня осталось и сакраментальное послевкусие "и чо?".
Майкл Коннелли, "Черное эхо"
А тут я решила продолжить знакомство с автором "Линкольна для адвоката" и взялась за детективчик из другой серии, про детектива Гарри (по паспорту Иеронима) Босха. Ничего не ожидала, выходной день провела с книжкой не без приятности, но "Адвокат", ИМХО, получше будет. Злодеев я не угадывала, и хотя ясно, что они должны оказаться кем-то из регулярно появляющихся на сцене персонажей, для меня финальные плохие парни были неожиданностью, но любовная линия и сюжетно-идейные ходы, как по мне, довольно предсказуемы, а третьестепенные герои вполне себе клишированы, равно как и кульминационные сцены - ну чисто как в кино, с подробным изложением злоумышленниками своего плана и так далее. Впрочем, история о ветеране Вьетнамской войны, ныне подвизающемся на ниве расследований и в одной из жертв узнающем своего товарища по оружию (что заводит и Босха лично, и расследование в дальние дали), как ненапряжное чтение идет нормально. Социально-психологической подоплеки тут едва ли не больше, чем в "Минувшей жизни", и поскольку подается она фоном, то впечатление остается куда приятнее (несмотря на неприглядность этой подоплеки в целом).
Ну а вообще детектив - один из самых мажорных по тональности жанров в том смысле, что плохие парни обязательно получат по заслугам, а хорошие спасутся и всех спасут, даже если на промежуточных этапах будут на волосок от гибели, а иначе это и не детектив вовсе.
ИМХИ по книжкам