Тоже, как ни странно, отчасти на тему детдомов. Имя этого белорусского (как оказалось) автора у меня на слуху, и я не то чтобы могу самостоятельно назвать его романы, но, думаю, смогла бы их правильно выбрать из списка произведений "Филипенко + другие для массовки и для отвода глаз". Однако читать мне его не хотелось, но я все же решила познакомиться с его творчеством, встретив в не относящейся к литературе статье упоминание о том, что Саша Филипенко написал детектив про детей из детдома и в процессе консультировался с сотрудниками "Арифметики добра" - фонда, занимающегося устройством детей в приемные семьи.
Ну, что сказать. В той же нелитературной статье был и главный детективный спойлер, и с одной стороны это нарушило чистоту восприятия произведения. С другой стороны, спойлер не так важен, потому что детективом "Возвращение" я бы не назвала: это скорее социально-психологическая драма о том, как столичный следователь с молодым напарником приезжает в глубоко провинциальный Острог, где градообразующим предприятием является тюрьма, и начинает расследовать (само)убийства подростков из детского дома, а параллельно развивается действительно параллельная по смыслу линия следователя и его бывшей жены. Атмосферой "Возвращение" напоминает
"Бывшую Ленина" Идиатуллина: когда у тебя один из главных действующих лиц - город-дыра, то травящий своих жителей смогом свалки, то, кажется, состоящий преимущественно из детдомовцев, зэков и вертухаев, сложно написать что-то бодрое и веселое. Справедливости ради, отрывок про поездку детей на море (ну и еще несколько эпизодов приморской жизни глазами местных греков) написан(ы) совсем в другом ключе, и это и впрямь самый яркий момент и в книге, и в жизни подростков. Еще "Возвращение" насыщено отсылками к современной культуре и прямыми цитатами из рок-/поп-музыки и стихов, и опять-таки с одной стороны приятно ощущать общий с автором культурный код девяностых, но с другой именно из-за этого книги оставляют у меня ощущение сиюминутности. Усиливается эта сиюминутность и выражениями типа "свайпить", отчего я на мгновение переставала понимать, читаю я книжку или интернетики. Понятно, что автор пишет тем языком, который звучит вокруг него, но "пролистывать фотографии" или "ответить на звонок", по-моему, имеют тот же смысл, но зато не имеют такого специфического сленгового оттенка, который по сюжету вообще не нужен. Что до языка в целом, то красотами и неожиданными выражениями он не поразил, но читать было не противно норм. Без ненужного и не имеющего никакого выразительного эффекта мата не обошлось, но он встречается буквально два-три раза, что в общем-то терпимо.
Еще отличительной чертой "Возвращения" является повествование в настоящем времени, к чему я привыкала примерно первую треть книги - но потом привыкла и перестала на этом циклиться. Примерно первую же треть читать было, прямо скажем, скучно(вато); потом я втянулась, умеренно сопереживала героям, разглядывала старательно, ИМХО, развешанные по сцене ружья, отмечала авторские успехи в подмечании деталей поведения (но опять не без оттенка сиюминутности), и в целом могу сказать, что отношение к книжке нейтральное с периодическими сдвигами в сторону "скучно" и "а вот тут ничего". Единственная штука, которая понравилась безусловно, - это то, как написано о судьбе главного героя в самом начале и в самом конце. Вот удалось тут Филипенко создать напряжение, подведя к теме однозначно, но в то же время оставив маленькую лазейку для другого прочтения. Иллюзиорную лазейку, я бы сказала, но то, что она есть, - круто, считаю. Именно то, как все сделано.
Ах да, в моей версии книги после последней главы (и перед эпилогом, что тем более странно) идет "Список вопросов для обсуждения романа «Возвращение в Острог» учащимися средних, средних специальных и высших образовательных учреждений". Вот уж нежданчик!
ИМХИ по книжкам