Элизабет Страут, "Оливия Киттеридж"

May 24, 2020 12:22

"Оливия Киттеридж" - это неторопливый, добротный роман в новеллах о школьной учительнице, живущей в маленьком приморском городке. А вообще "роман в новеллах" - странный жанр; интересно, чем он отличается от сборника рассказов, как "Уайнсбург, Огайо" у Шервуда Андерсона, например? В обоих произведениях действие объединено городом, где развиваются события, и в обоих главные герои одних историй становятся второстепенными (и более чем второстепенными) в других. Прозу Страут от Шервуда отличает большая психологичность повествования, но это различия не формата, а направления... Что до эпичности, обязательной для романа, то я бы не сказала, что "Оливия" претендует на эпичность. На глубину раскрытия одной или нескольких жизней - да. Но чтобы прямо эпичность, широкий охват явлений?.. Не знаю, не знаю.

О чем же "Оливия"? Да о жизни как она есть. О супружестве, об отцах и детях, о соседях. О малой родине. О городке, где все знают подноготную твоих родителей и где дети в профессиональном (и не только) плане идут по родительской стезе, а если вдруг не идут, то это может вызвать серьезное непонимание со стороны... всех. Об экзистенциальном одиночестве и о робкой дружбе (иногда совершенно неформатной). О том, как много значат люди друг для друга, даже если не подозревают об этом. Если подобрать к книжке два эпитета, то это будет "прочная" и "терпкая".

Произведение не зря называется "Оливия Киттеридж": Оливия действительно присутствует во всех новеллах, но иногда - просто как "а вот наша учительница говорила, что...". То есть вот такое единственное упоминание, как цитата цитаты. Забавный и довольно неожиданный формат.

Поскольку полтора года назад я смотрела одноименный (ну, почти одноименный) сериал, то не могу не сравнить книгу и кино. В четыре серии киношной "Оливии" вошли далеко не все новеллы, а в основном те, где Оливии отводится главная роль, что логично. При этом должна сказать, что режиссеры (или сценаристы, или кто там еще) очень ловко сплели "оливиевские" истории с "чужими" или органично соединили две независимых литературных истории в одну серию. Если сравнивать книгу и сериал, то, конечно, для переноса на экран какие-то моменты обострены, в них добавлено драматизма, который в тексте был бы совершенно лишним, но в кино он смотрится в самый раз. И вообще экранизация очень хорошая - и вполне самодостаточная. Редко бывает, чтобы хорошую книжку удачно экранизировали, но "Оливия" - это как раз тот самый случай. И даже не скажешь, что экранизация хороша в первую очередь благодаря Фрэнсис Макдорманд и Ричарду Дженкинсу: нет, там очень хорошо всё.

Темой жизни маленького городка "Оливия" напоминает "Эмпайр Фоллз", а общим настроением - рассказы Элис Манро (вот тут топ-5, например). И Руссо, и Манро, каждый в своем роде, мне чем-то ближе, чем Страут, но и "Оливию" я прочитала с удовольствием.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up