Дмитрий Глуховский, "Текст"

Jan 18, 2020 12:07

Глуховский, упоминавшийся недавно под одним из моих постов, меня все-таки догнал. Но не со своим постапом про будущее, а с - единственным у него на данный момент? - социальным реализмом (не "соцреализмом") про настоящее. С "Текстом", короче говоря.

Догнал же он меня из-за обилия отзывов и на недавно вышедший фильм, и на первоисточник. Прочитав книжку, я глянула и трейлер, по которому фильм производит впечатление типично русского современного кино с социально-философским уклоном. Наверно, каждый вкладывает в это понятие что-то свое, но я уверена, что тем не менее общий образ возникает примерно одинаковый по крайней мере у многих. Про уклон, кстати, я дописала отдельно, потому что "русская спортивная драма" имеет совсем другие оттенки. И "русская комедия" - тоже.

Но хватит о кино, которое, судя по трейлеру, снято близко к тексту (к "Тексту", ха-ха) и которое я не смотрела и вряд ли посмотрю. Лучше перейти к книжке, в которой речь идет о том, как главный герой, отсидевший семь лет по ложному обвинению, возвращается домой и, набухавшись, пытается подловить на улице человека, из-за которого он сел и за которым все это время следил в соцсетях, будучи его подписчиком с ни о чем не говорящим ником. В результате у него в руках оказывается смартфон этого чувака, и герой поневоле с головой погружается в его жизнь, вступает от его имени в переписки и узнает много всякого, что приводит к самым разным событиям - и в том числе и почти к прощению, хоть это не событие (хотя как посмотреть).

Что мне не понравилось. Матерщина, которая, на мой взгляд, ну никакой художественной нагрузки не несет. Натыкаясь на нее, я мысленно заменяла нецензурное эвфемизмами разной степени жесткости, и совсем детские варианты тут, конечно, не катят, но более грубое, однако не матерное вообще ничего по сути в тексте не меняет, но делает его более приятным для чтения. Не понравился общий эмоциональный фон: вот Прилепин иногда пишет вроде бы о чернухе, но по сути - о любви, и у тебя от его описаний быдловатых ребят-силовиков расцветает душа, а здесь почти (я сказала "почти") наоборот: вроде о любви, а чернуха все перебивает. Не понравился подтекст "все вокруг - продажные твари один я д'Артаньян" (про д'Артаньяна я утрирую, конечно, но в общем и целом "Текст" - не без этого). Не понравилась однобокость философских взглядов: если как минимум двое основных героев независимо друг от друга имеют одни и те же мысли, я считаю, что во многом это мысли автора (к тому же подтверждающиеся развитием сюжета), и эти мысли мне не близки.

Что понравилось. Внезапно понравилось, как пишет Глуховский. По большей части метафоричность у него, гм, воспаленно-болезненная, но это вполне отвечает художественным задачам, так что вопросов нет, и свою долю филологического удовольствия от его лаконичных метафор я получила. Понравилось, как с помощью имени показано, как развиваются отношения главного героя с владельцем смартфона: сначала чувак для него Сука, потом - Хазин, потом - Петя. Понравились действующие лица Москва и Лобня. В литературоведческих статьях часто пишут, что, мол, у Гоголя или Булгакова Питер или Киев соответственно - главные герои произведений, и вот в "Тексте" Москва и Лобня - герои, да. Про Лобню я читала с гуглокартой, про Москву, конечно, нет. Златоглавая у Глуховского - это скорее такой тусовочный город клубов, что совершенно не совпадает с моим восприятием столицы, но даже за этим налетом тусовочности все равно предстает она - Москва с мостом на Балчуг, где согласно всем прогнозам погоды температура всегда отличается от средней по городу, Москва подземная, Москва в Садовом кольце, Москва кафешек, Москва центральная и окраинная, Москва площадей, улиц и переулков. Понравился контраст между столицей и Подмосковьем. Понравилось, как описано то, как герой порой едет крышей, уже не понимая, где кончается он и где начинается посадивший его чувак. Выразительно, считаю. С композиционной точки зрения "Текст" весьма неплох: сначала в фокусе - только главный герой с телефоном в руках, и ты даже начинаешь грустить, что все это так и будет тянуться до конца, но потом из телефона начинают звучать разные голоса, и произведение разрастается как минимум вширь. В этом плане "Текст" похож на фильм "Коллектор", кстати. Видимо, тема телефонов тревожит современных творцов. Понравилась неоднозначность героев: даже если большую часть повествования им хочется настучать по башке за всякое, все равно наступает момент, когда каждого становится жалко, а за кого-то даже начинаешь болеть: мол, прими ты уж правильное решение! уф, молодец! нет, передумал?.. ну, может, все-таки опять свернешь?.. Да и вообще общий итог книги - всех жалко. Но разве эти все могли прийти к какому-то другому финалу при той жизни, что вел каждый из них? Так что в этом плане "Текст" для меня получился об очевидном: если совать пальцы в розетку, то ударит током. Или если прыгнуть с пятнадцатого этажа, разобьешься.

Но о том, что прочитала роман, не жалею. И довольна, что теперь могу говорить о Глуховском хотя бы с частичным знанием дела. Впрочем, его постап как не привлекал, так и не привлекает.

ИМХИ по книжкам

книги, моя Москва

Previous post Next post
Up