Мельница 2.0: двадцатилетие группы в Крокус Сити Холле

Oct 23, 2019 22:56


Наш класс как посетителей концертов растет: то каждые полгода ходим на Медведева в скромный бард-клуб, то теперь вот дважды за 2019 год побывали на Мельнице - и в академичном Доме музыки, и в пафосном Крокусе на галерке, конечно, но не суть.

Отмечание д/р группы в Крокусе имеет определенные риски: зал реально гигантский, и, если билеты будут расходиться плохо, может получиться не деньрожденный праздник, а печалька со стыдливо занавешенными пустующими балконами и с пересаживанием галерки в партер. Однако мельничный фан-клуб и просто поклонники творчества не подкачали, и в этом мега-зале был практически аншлаг. А фан-клуб, скопившийся в основном в танцпартере (кстати, крокусный танцпартер я видела впервые), со своей стороны подготовил небольшой флешмоб и собственно перед концертом успел порепетировать синхронное поднимание сердечек и какие-то речевки, а изучение вконтактерской страницы группы показало, что там были или по крайней мере планировались еще лягушки (?) на "Голубой траве". Однако во время концерта я не заметила ни сердечек, ни речевок, ни тем более лягушек: возможно, с последних рядов балкона движуха танцевального партера просто не очень хорошо видна.


Поскольку концерт был деньрожденный, то дело не обошлось без гостей. О том, что они будут, мы узнали собственно перед концертом, зачем-то погуглив сегодняшнее мероприятие и обнаружив, что на сцене должны появиться Вадим Самойлов, Алена Свиридова и Лусинэ Геворкян. О товарищах из "Агаты Кристи" я знаю только то, что дуэт Самойловых уже несколько лет - десять лет! - как распался, и один из братьев выступает со своей группой The Matrixx, а другой, соответственно, с ней не выступает, но вот кто конкретно из них чем занимается, без усилия не вспомнила бы (хотя ориентируясь чисто по информационному шуму, с The Matrixx, не прогадав, связала бы Глеба). Про Свиридову мы все хором вспомнили ее бессмертный хит конца девяностых "Меня пора убить", очень удивились ее присутствию среди гостей, но в итоге сочли, что Хелависа и Свиридова могут дружить и присутствовать на концертах друг друга просто как люди, вне зависимости от музыкальных карьер и предпочтений. Про Лусинэ Геворкян я вообще никогда ничего не слышала, но меня просветили, что она - солистка группы Louna (сначала я было решила, что название пишется на кириллице, просто как "Луна", но нет, тут уж не угадала), а играет Louna чуть ли не метал (хотя википедия потом уточнила, что все же не метал, а панк и всякую альтернативу).

Участие гостей в выступлении было минимальным: по песенке на человека в первом отделении. Вадиму Самойлову досталась "Ведьма", он вышел, с ног до головы одетый в черное, и страшным хриплым голосом спел несколько куплетов поочередно с Хелависей. Мнэээ... не знаю, я ничего не ожидала от этого дуэта, но все равно не впечатлилась. Хотя в контактике народ пишет, что Самойлов хорошо сыграл роль озлобленного крестьянина, как и полагалось по сюжету песни, или чуть ли не ведьмака... ну не знаю... Чот мне как-то никак. Как вокалистка Хелависа заслуживает более сильного партнера, ИМХО.

Алена Свиридова, появившаяся на сцене в перьях (пусть и черных) и блестках (уж не знаю, были ли они на самом деле или это воображение само собой услужливо дополнило образ) и тепло поздравившая группу и Хелавису лично, испортила "Колесо". Очень странно было слышать, как от гармоничной и богатой на оттенки песни так и веет попсой девяностых, но тем не менее так оно и было: исполнение походило на хрипловатое выкрикивание в микрофон коротких фраз, и ни о певучести, ни о разнообразии интонаций речи не шло. Зато я все это снова оценила в Хелависе уже на следующей песне: надо же, воспринимала хорошо поставленный вокал как само собой разумеющееся, а оказывается, он вовсе не предполагается по умолчанию. Или даже произвела переоценку ценностей не на следующей песне, а прямо во время звучания "Колеса", когда Хелависа была на бэк-вокале на собственном мельничном произведении. Что касается Свиридовой, то даже было высказано предположение, что это было "исполнение" полностью под фанеру, но по этому пункту мне сказать нечего кроме того, что Свиридова и впрямь была просто не на своем месте. Да, могу еще выразить полное непонимание феномена "песни и/или целые концерты под плюсовку". У Хелависы, например, всегда слышно, что на двух-трех самых первых песнях она еще не распелась, но хуже ее выступление от этого не становится (хотя ясно, что под плюс выступают в тех случаях, когда мероприятие - не называть же это концертом - вообще вытянуть не могут).

Лусинэ Геворкян вышла на "Зов крови" *изучает сет-лист в контактике, потому что сама таких деталей не помнит* и обедни не испортила, хотя, конечно, что у Лусинэ, что у Свиридовой голоса в целом в том же регистре, что и у Хелависы, поэтому эффектного дуэта именно с музыкальной точки зрения не случилось (на мой профанский взгляд). В исполнение солистка "Луны" вкладывает несколько больше напора и, я бы сказала, агрессии, но Зову крови такое вполне подходит: как вариант - почему бы и нет? Но в целом от дуэта Хелависы и Лусинэ у меня остались больше визуальные впечатления: уж очень контрастно смотрелись рядом статная Наталья О'Шей - со стильной стрижкой, в вечернем платье в пол - и маленькая щупленькая Лусинэ - чуть ли не в толстовке и в кедах, с лихо зачесанной налево гривой черных волос и выбритым правым виском. Это тоже стильно, но совсем в другом роде. :)


Продолжая свои пассивные поиски новой музыки, я слуханула и "Луну" - пока что совсем немножко - и впечатления очень даже ничего. Во-первых, первая же попавшаяся песня оказалась кавером на Летова (вот странно, Летова я уважаю, но не люблю, а вот каверы на его творчество цепляют); во-вторых, во второй или третьей песне я уловила то ли цитату из ОП, то ли "Луна" выудила это выражение из того же эфира, что и Калугин, а в-третьих, в свежести творческого подхода Лусинэ с компанией не откажешь. Впервые встречаю автора, который так естественно сочетает (иногда - в рамках одной и той же песни) панковский бунт против всего сущего, подростковое мироощущение юного максималиста, материнскую нежность (Лусинэ, как я поняла - в основном по песням - молодая мама сына-дошколенка), уравновешенность человека за тридцать и бытовые, лирические и философские заметки без претензии на что-то из ряда вон выходящее. В экзистенциальном плане с философией "Луны", я, похоже, не совпадаю, но вот эти оксюморонистые бунт и нежность в одном флаконе подкупают.


Впрочем, это я увлеклась и отвлеклась. Возвращаясь к концерту, могу сказать, что костюмы - точнее, просто одежда - всех музыкантов, кроме солистки, как всегда, работают на то, чтобы подчеркивать уникальность единственной дамы в коллективе: на фоне простого стиля "белый верх, черный низ" для мальчиков, то бишь мужчин, Хелависа в своих нарядах более чем эффектна. Песни сопровождались "мультиками", то есть эдакой видеонарезкой, и иногда, по-моему, лучше бы не было этих действительно мультяшных кадров на заднем плане, а иногда, конечно, использование видеоряда было просто огонь. Точнее, не видеоряда, а цветовых и световых эффектов, когда, например, на "Князе Серебряном" или "Волкодаве" задник багрово полыхал, как на пожаре, а от Хелависы остался один темный силуэт (что было с остальными участниками, не знаю - на крупные экраны сбоку от сцены они попадали по очереди). В общем, на мой вкус можно было бы вместо мультиков в большинстве случаев ограничиться подсветкой, хотя некоторые видюшки - что характерно, либо максимально абстрактные, состоящие из цветастых орнаментов, либо пейзажные; главное, чтобы без анимированных персонажей - были уместны. На "Воине вереска" зал осветился фонариками смартфонов, и это было душевно. Когда на сцену в первый раз вывезли арфу Хелависы, то музыкальный инструмент удостоился особых приветственных аплодисментов (на моей памяти такое впервые). Прозвучало в Крокусе и новое: какая-то неизвестная песня со свежей пластинки, о которой даже и в инете еще не пишут (?). Я песню не оценила: во-первых, сначала долго разбиралась, на каком языке она поется (кажется, на нескольких сразу), а во-вторых, вникнуть в новое на концерте у меня не получается: какой-то баг восприятия. Но зато вдоволь наслушалась мельничного репертуара из обоих сетов: "то, что мне нравится и что хотелось бы услышать вживую" ("Волкодав, "Оборотень", "Шелкопряд", "дорожные" хиты...) и "всякое в основном лирическое, что в студийной версии идет не очень, но на концертах всегда звучит хорошо" ("Тристан", "Анестезия", "Никогда"... в основном из "Алхимии", да).

Каждый из участников группы получил свою минуту славы: барабанщик Дмитрий Фролов перед антрактом занимал зрителей едва ли не с четверть часа, и, наблюдая за его фроло (как в мельничном коллективе называют его соло), я даже не заметила, как со сцены незаметно исчезли все остальные участники. Не до этого было, пока Фролов, залихватски встряхивая головой, распускал рокерские патлы и бацал что-то бодрое, потом, завесив лицо полотенцем, исполнял партейку вслепую (как только мимо своих тарелок не промахивается?), потом играл с залом во вступительный экзамен в музыкальную школу, отстукивая небольшую композицию и предлагая повторить ее хлопками. Завершил же он выступление упражнением "передвижение гусиным шагом по сцене с отстукиванием ритма по полу и микрофонной стойке", после чего объявил антракт. Второе отделение открывало соло духовика Дмитрия Каргина, нашлось место и акустическому дуэту Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова, периодически в песнях принимал участие приглашенный аккордеонист (?) Михаил Смирнов (не знаю, кто это, но по вездесущей вики можно сделать вывод, что он - частый участник хелависных проектов). Второе отделение которое обошлось без гостей показалось мне более цельным: оно пролетело на одном дыхании и кончилось неожиданно. Закончилось же оно "самой пафосной балладой за все двадцать лет существования группы":[внимание, вопрос: какой?]
"Господином горных дорог"

Опосля этой композиции народ хлопал и звал группу на бисы ничуть не хуже, чем несколько лет назад в ММДМ после крышесносного "Прощая", и я считаю несомненным успехом Мельницы тот факт, что они сумели добиться от зала такого градуса не драйвовой, а лиричной композицией. Ну и вообще мне показалось, что весь концерт был наполнен взаимной благодарностью: со стороны слушателей благодарностью за творчество, а со стороны музыкантов - за внимание. Когда у только вышедшей на сцену Хелависы на словах "спасибо, что пришли, знали бы вы, что мы тут со своей позиции видим" дрогнул голос, это что-нибудь да значит.

Ну а в качестве afterparty у нас была Мельница из динамиков, аккомпанировавшая сначала получасовой пробке на выезде с крокусовской парковки, а потом - стремительному полету по ночному МКАДу. Даже пробка была неплоха в своем роде, а уж МКАД мне понравился особенно. В общем, душевный концерт от и до, хотя справедливости ради должна заметить, что для меня дело обошлось без каких-либо находок и выходов в открытый космос.


Глядя на анимацию:
- "Невеста полоза" - песня про кишечник.
С медиками на концерты ходить - оно так.

- Свиридова? Которая "Меня пора убить"? Видимо, она сюда и пришла, чтобы ее убили уже наконец.
* Википедия говорит, что Свиридовой 57 лет!

Читая афишу в инете:
- "От первоначального состава осталась только Хелависа". Ну конечно. Что с нее взять? ведьма - она ведьма и есть.

Мельница, музыка, концерты, из диалогов

Previous post Next post
Up