А.И. Куприн. Школьная и внешкольная программа

Mar 18, 2019 20:55


Перечитала "Олесю". Точно помню, что в старшей школе мы ее проходили, но впечатления она на меня не произвела и ничем не запомнилась, кроме имени главной героини. А сейчас перечитала и прямо удивлялась всю дорогу: чегой-то многие сетуют на то, что классику все-таки тяжело читать, потому что она устаревает? ведь, куда ни глянь, все в "Олесе" ужасно современно: и язык, и характеры, и обстоятельства... И даже вереницы телег на площади у храма на Троицу напомнили мне парковку машин в воскресный день.


"Яма"
А вот "Ямы" я не только до прошлой недели не только не читала, но даже о ней и не слышала. Узнала благодаря круговороту Куприна в ЖЖ. :)

Название повести как бы намекает на настроение произведения и степень его хэппиэндовости, место действия (публичный дом) и герои (обитательницы и хозяйки этих домов, воры, добродетельные отцы, спускающие пар у обитательниц, престарелые неуемные сатиры, безусые юнцы, считающие своим долгом провести неопытного товарища через казенные спаленки девиц "порядочного дома", и так далее) тоже настраивают на соответствующий лад. Однако несмотря на все вышесказанное, от "Ямы" я получила большое удовольствие. Во-первых, она просто про жизнь: все мы пишем книгу своей жизни, и вот как оно получается у других. Сложные судьбы, запутанные клубки человеческих отношений, точные наблюдения за характерами, общечеловеческие переживания, знакомые всем ситуации... Возможно, это прозвучит громко, но, по-моему, в "Яме" нет ни грамма фальши, веришь каждому герою и каждому эпизоду, потому что очень многое - о каждом, а не о несчастных девушках или о юношах с благородными порывами (ну, только внешние условия немножко другие, а человеческая суть-то у всех одна и в хорошем, и в плохом смысле).

Во-вторых, очень понравилась композиция. Вот чуть ли не в первый раз со мной такое, чтобы я именно на эту сторону произведения особое внимание обратила, но так гармонично события перетекают друг в друга, а лирические отступления из воздушных отступлений становятся кирпичиками сюжета, и к кульминации напряжение нарастает, а потом опадает, словно парус в безветренную погоду... Очень понравились отрывки про обучение Любки: такие теплые и живые, так интересно Куприн рассказывает о хороших (и не очень хороших) людях вокруг нее, о том, как необразованная девушка, способная, по мнению одного из персонажей, лишь есть да спать, тонко чувствует Чехова и восхищается его рассказом про публичный дом, что прямо кайф. Не знаю, буду ли я "Яму" перечитывать, но вот про Любку перечитаю, это точно. Еще очень мило Куприн пытается навести тень на плетень и не сказать прямо, что действие происходит в Киеве, но кто же Киева-то не узнает за буйной зеленью каштанов, за маковками и пещерами самой древней русской Лавры, за головокружительными обрывами над рекой, да еще если город таинственно называется "К."? Еще шагомер в кармане одного любителя пеших прогулок впечатлил: даже и в голову не приходило, что у приложения на смартфоне явно были какие-то механические предшественники. А ведь были, хо-хо! Аж пошла гуглить шагомеры девятнадцатого века, которые оказались похожими на кругленькие секундомеры с кнопочкой. И нотки постмодернизма понравились ужасно: в эпизоде, где герои рассуждают о том, что когда-нибудь в России появится талантливый писатель, который как следует напишет о публичном доме и всех потрясет. Конечно, это никакой не постмодернизм, и этот термин я, вероятно, использую неправильно, но, по-моему, этот разговор Куприна о самом себе устами героев получился весьма того... интерактивно и с юмором; он словно выходит за рамки книги и даже эпохи и самым грубым образом вмешивается в жизнь современного читателя, приглашая его к диалогу. Чем не "Игра в классики", с которой можно взаимодействовать и читать в том порядке, в каком хочешь? кстати, надо бы прочитать, наверно

В общем, след в душе "Яма" оставляет, и я бы не сказала, что это какой-то депрессняк или безысходность. То есть, конечно, ужасно и безысходно, особенно если смотреть на "Яму" с формальных позиций "что с героями было и что стало", но... Но я вот про обучение Любки запомнила, например. А еще всякое безысходное перебивается эстетической радостью от классно написанной вещи. Хочется осыпать Куприна ругательствами для того, чтобы выразить восторг от его владения словом.

ИМХИ по книжкам

книги

Previous post Next post
Up