Перечитала "Олесю". Точно помню, что в старшей школе мы ее проходили, но впечатления она на меня не произвела и ничем не запомнилась, кроме имени главной героини. А сейчас перечитала и прямо удивлялась всю дорогу: чегой-то многие сетуют на то, что классику все-таки тяжело читать, потому что она устаревает? ведь, куда ни глянь, все в "Олесе" ужасно современно: и язык, и характеры, и обстоятельства... И даже вереницы телег на площади у храма на Троицу напомнили мне парковку машин в воскресный день.
"Яма"
А вот "Ямы" я не только до прошлой недели не только не читала, но даже о ней и не слышала. Узнала благодаря круговороту Куприна в ЖЖ. :)
Название повести как бы намекает на настроение произведения и степень его хэппиэндовости, место действия (публичный дом) и герои (обитательницы и хозяйки этих домов, воры, добродетельные отцы, спускающие пар у обитательниц, престарелые неуемные сатиры, безусые юнцы, считающие своим долгом провести неопытного товарища через казенные спаленки девиц "порядочного дома", и так далее) тоже настраивают на соответствующий лад. Однако несмотря на все вышесказанное, от "Ямы" я получила большое удовольствие. Во-первых, она просто про жизнь: все мы пишем книгу своей жизни, и вот как оно получается у других. Сложные судьбы, запутанные клубки человеческих отношений, точные наблюдения за характерами, общечеловеческие переживания, знакомые всем ситуации... Возможно, это прозвучит громко, но, по-моему, в "Яме" нет ни грамма фальши, веришь каждому герою и каждому эпизоду, потому что очень многое - о каждом, а не о несчастных девушках или о юношах с благородными порывами (ну, только внешние условия немножко другие, а человеческая суть-то у всех одна и в хорошем, и в плохом смысле).
Во-вторых, очень понравилась композиция. Вот чуть ли не в первый раз со мной такое, чтобы я именно на эту сторону произведения особое внимание обратила, но так гармонично события перетекают друг в друга, а лирические отступления из воздушных отступлений становятся кирпичиками сюжета, и к кульминации напряжение нарастает, а потом опадает, словно парус в безветренную погоду... Очень понравились отрывки про обучение Любки: такие теплые и живые, так интересно Куприн рассказывает о хороших (и не очень хороших) людях вокруг нее, о том, как необразованная девушка, способная, по мнению одного из персонажей, лишь есть да спать, тонко чувствует Чехова и восхищается его рассказом про публичный дом, что прямо кайф. Не знаю, буду ли я "Яму" перечитывать, но вот про Любку перечитаю, это точно. Еще очень мило Куприн пытается навести тень на плетень и не сказать прямо, что действие происходит в Киеве, но кто же Киева-то не узнает за буйной зеленью каштанов, за маковками и пещерами самой древней русской Лавры, за головокружительными обрывами над рекой, да еще если город таинственно называется "К."? Еще шагомер в кармане одного любителя пеших прогулок впечатлил: даже и в голову не приходило, что у приложения на смартфоне явно были какие-то механические предшественники. А ведь были, хо-хо! Аж пошла гуглить шагомеры девятнадцатого века, которые оказались похожими на кругленькие секундомеры с кнопочкой. И нотки постмодернизма понравились ужасно: в эпизоде, где герои рассуждают о том, что когда-нибудь в России появится талантливый писатель, который как следует напишет о публичном доме и всех потрясет. Конечно, это никакой не постмодернизм, и этот термин я, вероятно, использую неправильно, но, по-моему, этот разговор Куприна о самом себе устами героев получился весьма того... интерактивно и с юмором; он словно выходит за рамки книги и даже эпохи и самым грубым образом вмешивается в жизнь современного читателя, приглашая его к диалогу. Чем не "Игра в классики", с которой можно взаимодействовать и читать в том порядке, в каком хочешь? кстати, надо бы прочитать, наверно
В общем, след в душе "Яма" оставляет, и я бы не сказала, что это какой-то депрессняк или безысходность. То есть, конечно, ужасно и безысходно, особенно если смотреть на "Яму" с формальных позиций "что с героями было и что стало", но... Но я вот про обучение Любки запомнила, например. А еще всякое безысходное перебивается эстетической радостью от классно написанной вещи. Хочется осыпать Куприна ругательствами для того, чтобы выразить восторг от его владения словом.
ИМХИ по книжкам