"Клуб "Завтрак" (или "Клуб выходного дня", 1985)
Неумолимая статистика Кинопоиска говорит, что у на общей диаграмме всех просмотренных мною (и отмеченных на КП) фильмов к восьмидесятым годам относится всего неполных 5% картин, а львиную долю (девяносто процентов, охохо!) составляет кино девяностых, нулевых и десятых годов. Так оно и есть, даже механического подсчета для этого не надо. Однако вот "Клуб Завтрак" относится к молодым да ранним более ранним исключениям. Да что там, к другой эпохе относится - к той, когда на выпускных альбомах школьники выглядят куда старше, чем сейчас выпускники вузов. Интересно, в чем секрет этого феномена?
Заговорила я о нем неспроста, потому что школьные фотографии - это одна из первых вещей, которые появляются на экране в "Клубе". А как же иначе, если "Клуб" - это история о том, как пятерых учеников из разных классов в наказание заставили просидеть в школе всю субботу, и за это время они сначала невыносимо задавались, задирали друг друга, врали с три короба, но потом сумели перейти на более глубокий уровень общения, что с одной стороны помогло им хотя бы частично справиться с имеющимися проблемами, коих у шестнадцатилетних юношей и девушек выше крыши, а с другой - добавило новых сложностей, на которые, на мой взгляд, намекают мысли, высказанные одним из парней во время общего кульминационного разговора и довольно-таки открытый финал.
"Клуб" - это такое вино, которое получается распробовать не сразу. Первые две трети я смотрела на мающихся от скуки и выпендривающихся ребят с симпатией, отмечая в уме их юношеский максимализм и категоричность и типичность ощущений этого возраста, и это было занятно и местами смешно, но ничего сверх этого. А вот последняя треть вышла такая вдохновенная и светлая, что симпатия мгновенно стала горячей и распространилась сразу на весь фильм. Образы, которые казались штампами, используемыми для наглядности, приобрели глубину и уникальность, и стало ясно, зачем режиссер сделал именно так. И еще мне очень понравилась музыка. Громко она звучит всего в нескольких моментах (может, в остальное время фоном идет, но я этого не помню), и такая она там уместная и характерная, прямо сразу понимаешь, что кино - из восьмидесятых и о восьмидесятых.
В общем, "Клуб Завтрак" - это свежее, светлое, цельное и немножко импрессионистское кино о хрупкой и прекрасной юности, и основное впечатление, остающееся после него, - это, пожалуй, все-таки радость. Несмотря на всякие неоднозначности, которые я там то ли углядела, то ли выдумала. И это отличное кино о подростках для подростков, хотя нынешних шестнадцатилетних 1985 год съемок, вероятно, может и оттолкнуть. Он и меня немного смущал, признаться, но фильм определенно преодолел звуковой барьер и стал явлением вне времени.
"Истории семьи Майровиц" (2017)
А это история уже о взрослых детях - о двух сводных братьях и сестре, которые приехали к пожилому отцу. Я бы назвала "Истории" слепком с жизни: в них так много всего перемешано, что невозможно найти какую-то одну ниточку и начать аккуратно распутывать клубок. Есть здесь и разочарование родителей в детях (и детей - в родителях), и взаимная радость общения, и какие-то внезапно открывающиеся ящики Пандоры о каждом из героев, и идущие из детства мотивации и желания, на которых стоит вся нынешняя жизнь, есть и старческие причуды, и неприкаянность (или житейский успех) среднего поколения, и прелесть (и странности) самого младшего поколения, и многолетняя дружба, и интересная мне тема творческой самореализации, и много горького, едкого и прямо-таки афористического юмора. Как и снятое в том же году
"Чудо" (о мальчике с генетической аномалией), "Истории" поделены на главы - собственно истории каждого персонажа, и это прикольный прием. Однако в общем и целом должна сказать, что фильм оказался абсолютно не моим, и, несмотря на все эти важные темы и дико смешные разговоры мне все время казалось, что действие происходит где-то за стеклянной стеной, да еще к тому же продвигается оно сумбурными рывками, и непонятно, куда и к чему все это движется... Прямо даже и не знаю, что еще сказать. Не поняла язык режиссера, вот. *вздыхает и пожимает плечами*
К отзывам на фильмы