Вообще этот мини-сериал из четырех часовых частей называется по имени заглавной героини: Olive Kitteridge. Однако российским продюсерам, переводчкам и остальным товарищам, адаптирующим зарубежный продукт под вкусы нашего зрителя, вероятно, кажется, что просто имя и фамилия в качестве заголовка звучат не очень, не привлекая должного внимания (хотя с
"Патриком Мерлоузом" все нормально прокатило, да и с
"Энн" тоже), и они постарались создать интригу многозначительным намеком на познания главной героини.
Причин посмотреть "Оливию" у меня было три: 1) рецензия из френдленты, откуда я про проект и узнала; 2) Фрэнсис Макдорманд (из
"Трех билбордов"); 3) желание залипнуть, вот чтобы прямо залипнуть, на каком-нибудь недлинном сериале, и "Оливия" с 4 сериями тут подошла идеально. Сначала я хотела поделить ее на два выходных, чтобы было по две серии в день, но очень скоро меня так затянуло, что откладывать на завтра не было никакого смысла.
Однозначно сказать, о чем "Оливия", довольно сложно, потому что она просто о жизни. О жизни в маленьком приморском селении, где все знают всё обо всех и жадно ловят слухи о тех, кто уехал. О семье, об искушениях, возникающих в браке, о таинстве брака, который длится, "пока смерть не разлучит" и дальше. О детско-родительских отношениях, которые накладывают отпечаток на всю жизнь; о том, что дети хотят от родителей и что родители ожидают от детей. Об одиночестве и любви, о боли и прощении, о тех, кто нуждается в помощи, и о тех, кто помогает (и, естественно, довольно часто в обе категории попадают одни и те же люди).
Снят сериал прекрасно. Я даже ни разу не проматывала заставку: в первой серии смотрела ее просто потому, что проматывать наугад глупо, да и надо вообще взглянуть на "визитную карточку" фильма, а потом пересматривала ее, потому что она - словно конспект всего сериала или шифр, рассказывающий о персонажах и событиях. Правда, в одной или даже двух сериях заставка у меня была отрезана, и не знаю, смотрела бы я ее в четвертый раз подряд, но факт остается фактом: ничего не перематывала. :) Музыка тоже очень хороша. До того, чтобы скачать саундтрек сам по себе, я не дозрела, но как звуковое сопровождение он очень уместен и выразителен. Классный подбор актеров в паре "герой в детстве - герой взрослый": не то чтобы идеальное попадание в типаж, но какие-то характерные черты мальчиков и молодых людей объединяют, и героев можно узнать не по тому, что они и в 15, и в 25 лет появляются на экране в одинаковом свитере. Классный возрастной грим - с учетом того, что действие занимает четверь века, работенки для гримеров и прочих мастеров хватало. Фрэнсис Макдорманд крута: понравилось ужасно, что она - то классическая учительница, то типичная бабка, одетая в какой-то хлам и копающаяся в своем саду, то несколько старомодная элегантная дама, то совсем девчонка с юным взглядом, исполненным кокетства, то реально ведьма, вызывающая у детей страх. Великолепно. И, кстати, только что поняла, что она мне внезапно Алису Фрейндлих напомнила; по крайней мере, в тех немногих фильмах с Фрейндлих, что я видела, меня в героинях Алисы Бруновны зацепило примерно то же самое. А еще понравилось, что актрису дубляжа Макдорманд в "Билбордах" подобрали очень удачно: и близко по тембру голоса, и интонации те же: слушая в "Оливии" ее настоящий голос, я даже особой разницы не заметила.
На этом можно перейти от перечисления внешних киноманских бонусов к внутреннему, что в "Оливии" тоже на высоте. Скажем, такие острые диалоги, что о них можно порезаться (популярно сейчас это выражение, смотрю). Наполненность действием, при котором даже если в кадре ничего не происходит, то атмосфера потрескивает от напряжения или, наоборот, мягко окутывает теплом. Герои - такие простые и понятные, что кажется, что они живут в соседнем доме (просто этот дом выглядит не как хрущевка, а как типичный американский коттедж) и в то же время противоречивые и неоднозначные. Даже неприятный директор школы, которого я от души не любила весь сериал, в какой-то момент предстал в ином свете и изменил мнение о себе - не на сто восемьдесят градусов, но достаточно для того, чтобы ему хотя бы посочувствовать. Так что уж при таком раскладе говорить о главном действующем лице - об Оливии, которая, например, явно с полувзгляда понимает о людях многое и умеет найти те самые слова для того, чтобы поддержать - может быть, грубовато, но зато эффективно - и направить мысли в конструктивное русло, но для семьи имеет лишь ядовитые замечания по поводу любого начинания и сухое "спасибо" или "ну ок, я пошла, у меня тут обед на плите" в ответ на проявления искреннего чувства. Много можно сказать и муже Оливии, и о второстепенных и эпизодических персонажах, которые вроде бы и ненадолго появляются на экране, но каждый из них имеет свою историю, порой обрывающуюся на самом интересном месте, порой - рассказанную лишь намеками, но и этого хватает для мысленного достраивания картинки... В общем, лучше еще раз увидеть их всех собственными глазами.
Как обычно, подсмотрела нечаянно увидела на Кинопоиске отличную характеристику "Оливии": первое, что бросается в глаза - искренность этого сериала. Ничего лишнего и все по-настоящему.
9/10
К отзывам на фильмы