Ближе к середине лета контекстная реклама стала подсовывать мне анонсы июльского концерта памяти Михаила Горшенева, который уже стал традиционным. Понятия не имею, чем я внимание робота привлекла, но тем не менее он стал спамить рекламой и спам сработал в том смысле, что на концерт я, конечно, не пошла, ибо и не собиралась никогда, но вот пару документальных фильмов о лидере Короля и Шута посмотрела.
"Король шутов": написано, что фильм вроде профессиональный, но мне попалось видео, в котором с какого-то момента звук и картинка кардинально разошлись минуты на три-четыре минимум, отчего я стала воспринимать фильм как радиопередачу и почти перестала обращать внимание на видеоряд (а искать нормальный вариант не хотелось, не настолько уж заинтересована была). Суть фильма для меня заключается в том, что какие-то неизвестные люди (в лицо я рок- и панк-тусовку не знаю) рассказывают о Горшеневе-старшем и немножко о питерском клубе Тамтам. Про Тамтам я читала несколько лет назад на волне увлечения КиШами, и было любопытно увидеть его воочию (точнее, увидеть рассказы о нем, потому что клуба уже нет, но в кадре кто-то из рокеров ходит по зданию, где раньше располагался этот Тамтам, и показывает, что вот здесь, мол, у нас гардероб был, а здесь - сцена). Из рассказов о Короле шутов больше всего тронули эпизоды с участием его мамы. Почти все герои фильма говорили о профессиональных успехах своего коллеги по цеху, о его непростом, насколько я могла заключить, стиле общения с окружающими, о его увлеченности анархизмом и о глубоком одиночестве, о его доброте и своего рода тактичности, которые с образом панка-бунтаря вяжутся плохо, но об этих его чертах говорили буквально все в один голос, так что, думаю, характеристики небезосновательны, и в итоге из всех рассказов складывался достаточно цельный образ человека. Однако мама, на которую, кстати, оба Горшеневых очень похожи, называла этого дядю-бугая Мишуткой, вспоминала, как он в школе защищал всех девочек, и, во-первых, казалось, что говорит она о каком-то другом человеке, не о герое предыдущих интервью, а во-вторых, было ясно, что он для нее так навсегда Мишутка и есть, а вся эта музыка, концерты, завоевание клубов и площадок, фанаты, склонность к анархии и (само)разрушению, панковская движуха, драки, пьянки, наркота и прочее второстепенно.
"По лезвию бритвы": в этой документалке собраны воспоминания тех, кто работал с Михаилом Горшеневым над его мюзиклом "TODD". Мне этот проект никогда не нравился - для ознакомления пробовала его послушать, но, кажется, даже до конца не добралась - однако про изнанку спектаклей, про репетиции и всякое музыкальное посмотреть интересно. Что характерно, участники "Тодда" в оценках и характеристиках Горшка сходятся с давними горшеневскими коллегами; еще характерно, что ни в одном фильме нет ни одного кадра с Князем; неужели они так разругались страшно, что прям ваще?..
Естественно, после фильмов включила и музыку - и собственно КиШей, которые Горшок + Князь, и их "персональные" проекты, которые КиШ без Князя и отдельно Князь с названием латиницей. Поскольку давно к ним не возвращалась, то обнаружила, что даже сюжеты некоторых песен забылись, и я прямо как в первый раз слушала, терзаясь вопросом, что же там дальше за поворотом. Приятный эффект склероза. :) К собственному удивлению, спустя время мнение об их музыке не изменила: качественный звук, крепкие сюжеты, с артистизмом полный порядок, ну и нравятся мне интонации обоих, особенно глубокая драма в голосе Горшенева-старшего. Огрехи русской языки стали больше слух резать, но что ж поделать, безупречность стиля - редкая птица. Свой волшебный мир они создали, а я создание миров люблю едва ли не больше всего на свете. В общем, пусть Король и Шут и дальше в плеере живет.
Ну и вдогонку - "Вторые сны" Оргии праведников о записи одноименного альбома и об отличной командной работе. Посмотрела стопиццот раз, выучила наизусть не хуже самого музыкального альбома, узнала много всякого: откуда в "Рыцарях неба" осенние нотки, которые всегда казались мне, эммм, прикрученными к главной теме почти насильно, сколько слез было пролито во время создания и записи песен, на скольких инструментах одновременно играет Юрий Русланов, сколько дублей требуется каждому из музыкантов, какими словами кроет называет группу их директор за то, что они срывают сроки записи, какие шорты и футболки носят приглашенные хористы, своим пением создающие у меня в голове сумрачные средневековые соборы со стайками министрантов, ну и вообще как все это делается. Ужасно интересно. Изобретательность и целеустремленность в организации процесса записи и многоплановость этого процесса восхищают (так и быть, не будем тут собственно о песнях).