Ирис Юханссон из Швеции - автор нескольких книг, психолог, исследователь проблем аутизма, специалист по проблемам общения (формулировки из Вики), ведущая встреч и семинаров (?), человек, оказывавший психологическую поддержку больным, умирающим и их родственникам, а еще - человек с аутизмом (поэтому кому, как не ей, заниматься сложностями с общением?). В своей книжке "Особое детство" (из той же серии, что и
"Отворяя двери надежды" Темпл Грандин) Ирис рассказывает о своем мировосприятии в детстве (большая часть книги) и сейчас (практически в послесловии). Если сравнивать "Детство" с "Дверями надежды", то произведение Ирис написано с большей образностью (например, главы о детстве - это один сплошной образ), и потому с литературной точки зрения оно интереснее и живее, чем книга Темпл.
Части про детство я читала как приключенчески-фантастический роман, не сильно задумываясь о том, что это, извините за тавтологию, реальность внутреннего мира отдельно взятого реального человека; заключительная часть про жизнь взрослой Ирис понравилась мне ужасно и прямо на душу легла, но вот окончательное послесловие, написанное в стиле обращения автора к жизни, у меня почему-то совсем не пошло.
Думаю, многим приходилось сталкиваться с людьми с особенностями в развитии (у нас в классе, например, почти каждый год по такому ученику бывало, и на потоке в универе тоже были личности если не с особенностями в развитии, но со странностями - не в смысле "все мы с прибабахом", а с такими капслоковыми странностями, - и всех их я избегала), и "Особое детство", на мой взгляд, разрушает стереотипы восприятия, как бы банально это ни звучало. По крайней мере, теоретически разрушает, в голове, ибо инерция поведения сильна, и сразу так ее не изменить. А еще "Особое детство" - это потрясающая повесть об отцовской любви, о том, как папа Ирис, будучи простым крестьянином без медицинского образования и по большому счету не имея возможности получать медицинскую помощь для дочери, сумел не только понять, что происходит с Ирис, но и достучаться до нее, своими способами научить ее осознавать себя и контактировать с другими людьми... и я даже не знаю, что тут важнее, удивительнее и интереснее - дочерняя или отцовская истории. Обе, полагаю, ибо без одной не было бы другой.
Есть такая книжка у Льюиса: "Настигнут радостью". Несмотря на разницу в содержании (работа Льюиса посвящена обретению веры, хотя и детству тоже), я бы позаимствовала у нее название, идею названия или эпиграф для книжки Ирис, потому что главное ощущение от ее "особого детства", ведущая эмоция, которую она описывает, - радость. Радость и интерес, вызываемые, возможно, не теми вещами, которые радуют и интересуют обычных людей, или не теми аспектами этих вещей (как будто семья Ирис и она сама любовались разными гранями одного и того же кубика), но суть переживаний от этого не меняется.
ИМХИ по книжкам