Еще одна книга невролога и нейропсихолога Оливера Сакса, автора "Человека, который принял жену за шляпу", написанная в том же духе: отдельные рассказы о странных неврологических (?) нарушениях с авторскими комментариями; автор, как я заметила, любит в сносках и прямо в тексте углубляться в философию и делать краткие исторические обзоры того или иного нарушения, так что в ходе чтения я прямо освежила свои знания об именах всяких разных философов типа Джона Локка и его коллег из других стран и времен.
В "Антропологе на Марсе" рассказывается о художниках, один из которых потерял цветное зрение, а другой рисовал сотни и сотни изображений городка, в котором провел свое детство, о людях с синдромом Туретта, об аутистах-вундеркиндах, о почти незрячем человеке, которому к его пятидесяти годам вернули зрение,[немного спойлера]и, оказалось, что это вовсе не так хорошо, как кажется на первый взгляд, потому что возвращенное физическое зрение не равняется умению пользоваться этим зрением и даже обучаемости пользованию это тоже не равняется, и расширению возможностей - тоже, что уж совсем парадоксально, потому что порой получается даже сужение этих возможностей (с неслышащими людьми, которым возвращают слух, та же ситуация: слыша звуки, они их не распознают, хотя, мне кажется, по сравнению с прозревшими людьми они все же находятся в менее уязвимой позиции), но больше всего мне запомнилась история Тэмпл Грандин, ученой-аутистки, о которой я смотрела художественный фильм. Фильм, надо сказать, снят в лучших американских традициях, и от него остается ощущение победы и преодоления; тем интереснее было прочитать "профессиональные" впечатления врача об общении с Тэмпл, которые оказались вовсе не такими радужными и позитивными: по ним видно, что жизнь Тэмпл далека как от того, что привычно среднестатистическому человеку, так и от того победного пафоса, которым проникнуты финальные кадры фильма; она скорее представляет собой преодоление как непрерывный процесс, которому конца-края не видно. Однако это не отменяет того, что Тэмпл очень крута и вызывает громадное уважение у Оливера Сакса - и у меня, само собой. Впрочем, фильм мне пересмотреть захотелось. :)
Еще одним моим открытием оказалась короткая строчка в Википедии, где говорится о том, что сам Сакс страдал прозопагнозией, т.е. не мог различать человечекие лица. Это, конечно, не "сапожник без сапог", но, по-моему, одна из причин, по которым Сакс стал тем, кем он стал.