Один из самых интернациональных фильмов в моей кинопрактике: снятое на русском языке грузинское артхаусное кино, премьера которого состоялась в Эстонии. Рассказывается в нем о живущем в заброшенном селении пожилом эстонце, с помощью своего друга приютившим и вылечившим грузина и чеченца, которые друг друга и ранили. «Мандарины» - суровый мужской (в кадре и впрямь нет ни одной женщины, если не считать одной фотографии) фильм о войне, о мужчинах и их занятиях и об их сложных (или, наоборот, очень простых) отношениях, находящихся в промежутке между «набить друг другу морду» и «защищать друг друга с оружием в руках».
Снято достаточно необычно, особенно в сравнении с кино, которое частично состоит из компьютерной графики или имеет местом съемки всякие уютные европейские столицы. В «Мандаринах» ни красот тебе, ни спецэффектов - только стылое небо, жухлая трава (уж не помню, жухлая ли она там на самом деле, но ощущение от картинки у меня именно такое) и холодная осень в горах. Пятнистый камуфляж, застиранные свитера и ящики ярко-оранжевых мандаринов, с которыми возятся друзья-эстонцы.
Сильная сторона «Мандаринов» - это, конечно же, смысл, причем связанный не только с непосредственно показанными событиями, а и с тем, что по сути совершенно неважно, воюешь ли ты за свою правду с оружием в руках, поливая грязью оппонента в интернете или даже совсем заочно, высказываясь о новостях из газет в духе «эти ватники/бюрократы/коновалы и прочее из комментов под статьями»; признаться, я весь фильм восприняла не столько в ракурсе «межнациональные перестрелки», сколько в духе «мерзкое высокомерие и ненависть к инакомыслящим вообще». Сильной является и завершающая часть кино - предкульминация, кульминация и совсем финал, последние пара коротких эпизодов (спойлер: одинокий водитель в машине).
Актерская игра, откровенно говоря, впечатления на меня не произвела и даже иногда вызывала неловкое чувство, которое иногда посещает меня во время просмотра русскоязычного кино; как-то порой кажется, что озвучка/дубляж у нас в основной своей массе куда талантливее, чем собственные фильмы.
Не понравился мне неоднократно встречающийся и незапиканный мат в кадре - совершенно лишний, на мой взгляд, прием, ибо звучит он омерзительно, а нужная атмосфера создана и без него; наоборот, мат даже вызывает ощущение кустарности, как в плохом школьном спектакле.
В отзывах Кинопоиска я встречала товарищей, которые, понимая все достоинства фильма, ставили ему низкую оценку за то, что самыми козлами в нем оказались русские, но это явно не о художественной стороне кино, а о гражданской (?) позиции зрителя; любопытно, что, не наткнувшись на подобную рецензию, я бы так и не поняла, кто же там оказался главным злодеем - так что пусть пишут внимательные киноманы. :)
В целом свои впечатления от кино я не могу назвать яркими (предполагаю, что мне не близка его подчеркнутая простота), но что посмотрела, не жалею.
К списку отзывов на фильмы