Продолжая знакомство с Эдит Несбит, прочла "Детей железной дороги". Это уже реализм, никаких исполняющих желания песчаных эльфов здесь нет, а есть трое детей в возрасте младшей и средней школы, которые переехали с мамой в дом у железной дороги после того, как их папа куда-то исчез. Что случилось с папой, взрослому становится ясно в первой же главе (и мне интересно, когда до этого додумываются юные читатели, особенно если они ровесники самой младшей девочке из книжки), но главные герои понимают это едва ли не к финалу, а до этого просто живут: исследуют окрестности, помогают матери, ссорятся между собой (право, я не припоминаю, чтобы герои книг, находящиеся к кровном родстве, столько ссорились - заметим в скобках, и мирились тоже), заводят дружбу с соседями и даже совершают несколько подвигов - житейских, но вполне себе серьезных. Подвиги, к слову, заставили меня задуматься о том, что я не могу припомнить ни одного очно знакомого ребенка (ни из своего детства, ни из тех, кто подрастает сейчас), кто делал что-либо подобное: ну там первую помощь оказывал, когда темно и страшно, или, как Журавленок, транспорту сигнализировал о проблеме на дороге - главное, додумавшись до того, что яма опасна для машин! - и все это в возрасте десяти-двенадцати лет (меня саму это тоже касается, ну ничегошеньки героического в жизни не делала).
"Дети железной дороги" мне понравились: добрая, светлая книга о житейских трудностях и о любви, повесть, где эти самые трудности (так себе трудности, на взгляд россиянина двадцать первого века: так обеднела семья, что только одну служанку оставила) переплетаются с игрой и приключениями. "Дети" написаны с юмором (хотя его здесь, пожалуй, поменьше, чем в истории про песчаного эльфа), автор хорошо передает всякие мелкие ощущения, на которые ты в детстве обращаешь внимание, и вообще ловко соединяет в одном произведении взгляд взрослого и ребенка. Озадачивало меня порой деление на смысловые части: какие-то внезапные переходы и скачки во времени... в общем, в ритм повествователя я попадала не всегда.
Не уверена, что буду перечитывать, но о книжке помнить приятно, потому что главное ощущение от нее - чувство прочности простых человеческих отношений, сострадания и понимания, взаимовыручки и тепла (чтобы не писать что-то пафосное про укоренность в добре). Согревающее душу чтение, вот.
А потом я прочитала... эммм, как сказать бы, чтобы заочно автора не обидеть... Роман с нулевой художественной ценностью, вот. Наткнулась - по рабочим делам, справедливости ради - на "Уходи с ним" Аньес Ледиг, заинтересовалась тем, что героев зовут Ромео и Джульеттой (нравится мне, когда обыгрываются мифы и/или образы мировой культуры), и начала читать, даже увидев, что книжка идет под тэгами "сентиментальная/женская/любовная проза" и что даже название какбэ намекает. Бросать не стала, ибо произведение все-таки не омерзительное... но настолько никакое, что я поражаюсь, как его напечатали. Штампы на уровне женских психологических форумов, герои, которых не отличить друг от друга, незамысловатость и простота неописуемые словно это книжка для одноклеточных да и еще сомнительные нравственные ценности местами... ну я даже не знаю, что еще тут можно сказать. Больше всего мне понравилось послесловие, где автор благодарит своих близких и издателя. Состояла бы книжка только из этой благодарности, и мировая и даже бульварная литература ничего от этого не потеряла бы.
Спрашивается, что же я тогда ее читала? А чтобы поругаться. :)
ИМХИ по книжкам