Я и изобразительное искусство, в частности живопись… нельзя сказать, что мы на короткой ноге. Отчасти это странно, потому что по способу восприятия действительности я практически стопроцентный визуал, но вот смысл каждой из когда-либо увиденных картин я чаще не понимаю, чем понимаю, и к произведениям этого вида искусства отношусь в духе «эммм… красивенько нарисовано, да».
При этом словосочетание «изобразительное искусство» для меня скорее означает классическую живопись: ну там пейзажи, портреты, сюжетные сценки и зарисовки. Всякий авангардизм с его странными фигурами и цветами уж точно находится за гранью моего понимания; почитывая ЖЖ историка искусств Шакко, я перестала называть сие находящееся за гранью мазней и чепухой, потому что поняла, что для полного восприятия этих цветовых пятен, для того, чтобы улавливать в них заложенный смысл, надо очень много знать об изобразительном искусстве вообще - ну, чтобы видеть, над чем эти «выпендривающиеся» художники иронизируют, что отвергают и что изобретают, - и мне, конечно, все это не по зубам (да и интерес к этой области не особо силен, я уж лучше по классическому репертуару пройдусь при случае)… Но. Всегда есть какое-нибудь «но».
Но увидела я тут Шагала. Точнее, Шагала краем глаза на куче макетов за последние годы я видела много и все пожимала плечами, недоумевая, почему его каракули, т.е. я хотела сказать, картины с этими странными людишками так популярны и считаются прорывом: ну, некрасивая пара над Витебском летит… ну окно там какое-то на даче… ну еще красный еврей, зеленый еврей и еврейская свадьба… и чо, как говорится? пособие по еврейской культуре в странной форме.
А тут на глаза попалось «Падение ангела», выполненное в характерном шагаловском стиле: странные люди с синими или зелеными лицами в неестественных позах, какие-то пятна и нагромождения, Денница, низвергающийся с небес головой вниз (mille pardons за тавтологию). Яркое красное пятно падающего ангела и тут же, рядом, соединяя на одном полотне разные временные пласты, как это принято в иконографии, - иудей со свитком Торы, бык (я думаю, что тот самый бык в яслях, если, конечно, Шагал не имел в виду нечто, отсылающее к иудаизму), Распятие, деревня, свеча на окне… Сейчас я уже способна связно излагать свои мысли и предполагать, например, что иудей символизирует Ветхий завет, и он неспроста так оглядывается через плечо - на Младенца? на распятого Спасителя? - а между ними - пламенеющее оперенье, и Рождество, и русская зима, и луна стоит высоко в небе, и люди идут (на праздничную службу?), и ночной мрак сменяется нежным рассветом (а где-то тут же яростно горит закат)... и все это буйство красок (к слову, преимущественно темных) отлично передает тот самый смысл произведения, который обычно от меня бывает скрыт… Но тогда, когда я только увидела «Падение ангела», у меня было ощущение, что это не картина, а просто вечность - все, что произошло от сотворения мира, происходит сейчас и случится потом. Почему-то очень часто вечность у людей ассоциируется с чем-то застывшим, с неподвижностью и скукой… Так вот, у Шагала вечность - это вихрь, ворвавшийся в открытое окно и разметавший штору и вообще все находящиеся в комнате предметы, это динамика, движение… и гармония - даже в падшем мире… И ожидание восьмого дня, и, может быть, уже даже то время, когда времени уже нет?
Потрясающая вещь. В последний раз (он же был и первым, по-моему) меня так поразило "Жертвоприношение Авраама" А.П. Лосенко в Русском музее (правда, фамилию художника я все равно забыла, но зато картину в интернете сейчас без труда опознала).
[музыкальный бонус (без музыки, только немного текста)]В общем, песня Оргии праведников о художнике, «Белое на белом», которую я слушала сегодня утром, очень хорошо сюда подходит даже несмотря на то, что в песне белое на белом, а картина Шагала в общем-то довольно черна:
Заря окутывает дом Своей багряною порфирой Художник Массов за кефиром Грядёт в соседний "Гастроном".
И вновь спешит вернуться в клеть, Что шире неба и вселенной, Чтоб Свет Предмирный, Свет Нетленный
О холст презренный опереть!
З.Ы. Картину я увидела не на выставке, а на экране компьютера, но "выставки" - пожалуй, единственный тег, по которому этот пост я потом сама смогу найти в собственных же записях.