Сборник новелл, утащенный из "Гипериона" (именно утащенный - с полки буккроссинга книговорота обмена прочитанными книгами). Получила большое удовольствие и от процесса чтения, и от того, что книжка бумажная (кто бы мог подумать полгода назад, что я такое вообще когда-нибудь напишу, т.к. вообще когда-нибудь с печатных книг перекинусь на читалку).
В некоторых новеллах предугадала развитие сюжета и почувствовала себя на редкость проницательной, но Цвейг берет детальным и точным описанием того, что происходит в человеке и вокруг него, а вовсе не супер-поворотами сюжета. И практически все произведения типично цвейговские (вот странно, да?) и строятся по одной схеме: повествование начинает вести один рассказчик от первого лица, а потом незаметно эстафетная палочка передается следующему - либо для устного рассказа, либо для истории в дневнике, в заметках или в письме. Кольцевая композиция, о.
"Летняя новелла": собственно, из разряда "угаданное". Правда летняя, правда новелла. :) Легкая, романтичная и в некотором роде разминочная по ощущениям.
"Амок": знала, что такое произведение у Цвейга есть, и почему-то считала "Амок" именем собственным, причем женским. Выстрел в молоко, вообще не попала, да и новелла оказалась неожиданной. Цвейговская драма, точнее, трагедия. Вот интересно, это все он сам придумал или на реальной основе создал? или "из какого-то сора" выросло?..
"Страх": несмотря на такое название, "Страх" оставляет теплое послевкусие. Душевная история, понравилась.
"Фантастическая ночь": да уж, фантастическая, ничего не скажешь. Ночь в смысле, а не новелла, ибо Цвейг - романтичный реалист и реалистический романтик, а не фантаст. Здорово он про движения души пишет.
"Письмо незнакомки": заглавная новелла, потому что именно так называется весь сборник, и "Письмо" мне абсолютно не понравилось. Какая-то чушь и сахарные сопли. Такое чувство, как будто автор вышел за рамки лиричности и ненавязчивой сентиментальности и довел эти свои черты до абсурда. От "Письма" осталось ощущение сильного душевного нездоровья.
"Улица в лунном свете": хоть абзацом выше я и вещала мудро про то, что супер-навороты - не то, чем славится Цвейг, но драматические коллизии и невообразимые обстоятельства и отношения его перо описывает непринужденно. А в "Улице" еще и открытый финал, все, как мне нравится. Не скажу, что это моя любимая новелла, но вполне, вполне. С вывертом.
"Двадцать четыре часа из жизни женщины": тоже с вывертом и тоже из "угаданного". Речь там идет в том числе и о казино, и Цвейг тут, по-моему, по накалу страстей побил "Игрока" Достоевского (или игрока Достоевского). А еще мне очень понравилось то, как главная героиня наблюдала не за людьми, а за их руками. Нет, выразительная новелла, одна из лучших в сборнике.
"Закат одного сердца": закат, как есть закат. Грустная история об одном отце семейства, что тут еще скажешь. А главное, на вопрос, который лично у меня возник при чтении, и ответа-то никакого правильного нет. И не только правильного, а вообше никакого нет.
"Лепорелла": забористо. Самая страшная и потому запоминающаяся новелла про служанку, которая всю жизнь прожила рабочей скотинкой, но вдруг... всегда есть какое-то "но" и "вдруг".
"Мендель-букинист": не знаю, в честь этого Менделя или нет кондитер в "Отеле Гранд Будапешт" назван, но ассоциации возникают. Чисто по звучанию, потому что по сути книжный Мендель ничего общего с киношным не имеет, ибо его история грустная, как это часто бывает у Цвейга и в жизни, и в то же время удивительная. Мне кажется, Цвейг умел удивляться людям, и поэтому у него так хорошо получалось говорить о них.
"Неожиданное знакомство с новой профессией": частично "угаданная", но неожиданно остросюжетная и веселая новелла, прямо в топ-3, а то и в топ-2 по сборнику входит. Отличное завершение всей книжки! Возможно, у меня такой энтузиазм, потому что я ее только дочитала, и впечатления очень свежи, но эти впечатления отличные. Право, если бы сборник завершался "Лепореллой", ощущения от него и от Цвейга в целом были иными. Наверное, не зря редактор именно в такой последовательности рассказы в книге расположил.
Три самые-самые новеллы: "Страх", "Лепорелла", "Знакомство с новой профессией". В каком порядке их на пъедестале расположить, не знаю, уж очень они разные.
ИМХИ по книжкам