В своей френдленте, которая технически не френдлента, а сохраненные закладки, я периодически почитываю ЖЖ одной женщины, муж которой - режиссер документальных фильмов. Довольно известный режиссер, судя по всему, но я документальным кино не интересуюсь, поэтому все ее упоминания о творчестве мужа пропускала мимо ушей (или мимо глаз). Но недавно она перепостила напечатанное где-то интервью с мужем, и поскольку интервью - это буковки, а не картинки и не видео, то я его прочитала. И заинтересовалась, потому что мне нравится, когда люди рассказывают, как они создают свои произведения; из произведений же меня больше всего привлек получасовой фильм «Свадьба тишины» - про общину глухих; так привлек, что посмотрела его при первой возможности.
Я привыкла к тому, что документальные фильмы состоят, конечно же, из непостановочных или условно непостановочных съемок, перемежающихся небольшими интервью c действующими лицами и сопровождающихся закадровым комментарием, и очень долго ждала, когда же «Свадьба тишины» придет к этому привычному формату.
Не дождалась, потому что «Свадьба» совсем не такая: она больше похожа на художественное кино, где режиссер доносит до зрителя свою мысль только видеорядом, без какой бы то ни было прямой речи. Снята «Свадьба» в коричневых тонах, вызывающих ассоциации с какими-нибудь шестидесятыми годами, и мне с трудом верилось, что кино 2004 года. По сути же «Свадьба тишины» - это зарисовка о жизни неслышащих людей, эдакий набор перемешанных между собой и отчасти повторяющихся эпизодов: вот просыпается в зарешеченной кровати годовалый мальчик… вот люди трудятся на заводе… вот они стоят на службе в храме (цвета облачений из-за «коричневой» съемки не разобрать, но служба без сомнений пасхальная)… вот собственно свадьба: все смеются, общаются, поднимают за молодых бокалы и говорят тосты… Ничего особенного, кроме того, что эти люди общаются между собой жестами: и за праздничным столом (свадебным ли или «деньрожденным», в честь того годовалого мальчишки), и в хаосе завода, и христосуются они тоже жестами, и проповедь священник - сам, по-моему, слышащий - говорит тоже жестами и исповедь принимает так же. Помимо жестов о глухоте этих людей говорит только игра съемочной команды со звуком: долгие, долгие минуты звук просто выключен, и уши закладывает от тишины, и мозг, ориентируясь по картинке, старается возместить нехватку и сам придумывает звон посуды, плач ребенка, невообразимый грохот завода, стук колес и лязганье стыкующихся вагонов… А потом вдруг плотину прорывает, и все это слышно по-настоящему - вместе со смехом, аплодисментами и иногда мычанием главных героев. А потом - опять звенящая тишь, и мне кажется, будто я погружаюсь в это беззвучие, уходя с головой под воду, и от этого становится трудно дышать.
Признаться, быстрый и бессмысленный серфинг в интернете изрядно подпортил мою способность к концентрации, и я обычно даже во время самого интересного кино каждые двадцать минут несколько раз ставлю его на паузу - ну, в почту зачем-то слазать, на форум заглянуть… Тут же такого, по-моему, не было вообще, потому что фильм затягивает в это царство тишины, почти завораживая, и ты напряженно ждешь чего-то… а еще просто смотришь на жизнь тех, кто обитает в немного другом мире - в мире, куда на полчаса дает доступ фильм Павла Медведева.
Все в том же интервью режиссер говорит, что «Свадьба тишины» снималась трудно, между героями фильма и съемочной бригадой долгое время была стена отчуждения… но в самом фильме, итоге этих трудов, стены нет.
К списку отзывов