1. В дошкольном возрасте меня целенаправленно пытались сдать в музыкалку, но я налажала на прослушивании.
2. Но в итоге спустя несколько лет попала-таки в нее (уже в другую школу) - случайно: одноклассник шел в свой второй скрипичный класс, я пошла с ним за компанию, как-то невзначай прослушалась, и понеслось.
3. Поскольку тогда приходилось далеко ездить, то по ходатайству учительницы меня на все годы обучения освободили от обязательных хора и от оркестра.
4. Пропавшему хору я рада, а вот оркестра, возможно, немножко жалко. Наверное, это круто - быть частью разнородного ансамбля.
5. Из всех предметов мне больше всего нравилась музыкальная литература. Потому что там мы разбирали биографии композиторов, а это понятные мне буквы и словечки, а не какие-то там нотки.
6. Сольфеджио тоже нравилось - изучаемой в старших классах теорией музыки. Аккорды, плавно перетекающие один в другой; разные гаммы, у каждой из которых есть свои фишки в виде сочетания диезов и бемолей; сильные и слабые ступени гамм... здорово же! Все такое абстрактное, как я люблю.
7. А вот свою родную скрипку я долго не любила. Даже к общему фортепиано лучше относилась.
8. Но под конец меня пробрало. Помню тот момент: был вечер, за окном уже стемнело, где-то в глубине класса горел неяркий свет (что-то типа настольной лампы, наверное), и около этого источника света парень, который учился в параллельном классе в обычной школе и на два года старше - в музыкальной, играл то ли Вивальди, то ли еще что-то, такое же легкое и романтическое. И тут-то музыку я и прочувствовала.
9. Прочувствовала до такой степени, что и сейчас, кроме симфонических оркестров, воспринимаю только то, где есть струнные. Они какие-то "свои", я их понимаю, чувствую, что они хотят сказать... Фортепиано же для меня - по большому счету бессмысленное бряцание по клавишам, даже если это Мацуев. Гитара тоже как-то не штырит (кроме Томми Эммануэля, разумеется). Духовые... только если в оркестре. И так далее.
10. В том числе и поэтому я сейчас увлеклась дуэтами The Piano Guys (там один виолончелист) и 2Cellos (название говорит само за себя).
11. Что до музыкалки, то бросала я ее тоже со скандалом, со звонками учительницы домой и прочими бурными событиями.
12. И диплома об окончании школы у меня нет.
13. Но зато есть некоторое общее понимание музыки, которое, как я считаю, в жизни пригождается.
14. Если вернуться к учебе, то отчетные концерты я не любила.
15. Конкурсы - тем более.
16. Ансамбли из юных скрипачей воспринимала как данность... хотя быть первой скрипкой и давать отмашку к началу игры было неплохо.
17. Однако одним из лучших совместных номеров считаю дуэт с сестрой: она играла на скрипке, я аккомпанировала на фортепиано, и мы даже выступали с этим чем-то (багатель, что-ли?) в какой-то крутой музыкальной школе.
18. И опять же под конец обучения мы каким-то образом ходили репетировать к учительнице "параллельного потока", и вот там было классно. Возможно, если бы я занималась у нее всегда, то что-нибудь и закончила бы. Занятия с ней были наполнены огнем, азартом и любовью - ко всему. Мое воображение она поразила тем, что свободно владела и скрипкой, и фортепиано, и на уроках быстренько показывала пассаж на скрипке, а потом садилась за аккомпанемент, и все в ее руках горело, горело веселым танцующим пламенем.
19. Что до меня, то со слухом у меня была напряженка (хотя отчасти он, наверное, все-таки развился), зато была непохая техника - вибрация там и все такое. Объяснялась она в том числе и тем, что я, играя, настолько не напрягалась физически, что учительница выбивала у меня из рук смычок, призывая тем самым держать его крепче. Слабо держать инструмент - это плохо, конечно, но звук в вибрации получался мягкий и певучий.
20. Мне дико нравился прием "пиццикато". Это так классно: пилить, пилить, а потом взять и начать щипать струну! а потом ловким движением - обратно хвать смычок, и дальше поехали.
21. Позиции менять мне тоже нравилось, особенно быстро сдвигать кисть в третью. Вторая как-то ничем особо не запомнилась... а вот третья - это был целый новый этап, прямо-таки этап взросления, почти как переход с подушечек под подбородок на нормальный мостик.
22. И нотная грамота нравилась, весь этот символизм значков: повтор, паузы, переносы всякие... это как рисунок.
23. А вот дома играть не нравилось. Даже с психу ноты смычком атаковала до дыр.
24. И вообще, смычок был, конечно, мечом или шпагой, скрипка - фигуристым щитом, и вместо домашних этюдов я участвовала в рыцарских турнирах.
25. Но, подводя итоги, могу сказать, что скрипка - это классно.