Санкт-Петербург (июнь 2014). Католический приход св. Екатерины

Jul 27, 2014 22:58

Предыдущая часть: http://ks-wintersports.livejournal.com/147577.html


7. Католический приход.

В последний день пребывания в Санкт-Петербурге мне все же удается осуществить свою мечту и попасть внутрь сопредельного храма. Закладывая свой прощальный маршрут из Петропавловки до вокзала, я традиционно оказываюсь на Невском, где возвышается он - монументальный собор св. Екатерины. Светло-желтые стены базилики, строгая симметрия, отсутствие лишних деталей да четырехконечный крест, венчающий полукруглый купол. Двери открыты, и, отмахнувшись от привычной мысли о платке, я захожу в гости к католикам.

У входа в глаза бросается каменная чаша - для святой воды, насколько мне известно из книжек. Сейчас она пуста, пуста и базилика. Я в нерешительности остаюсь у самых дверей и осматриваюсь. Знакомы мне только запах ладана и подсвечники - Софринские, полагаю (по-моему, предположение оправдывается - где-то мелькает знакомая надпись). Остальное же все очень странно, и себя я чувствую тоже странно: вроде христианский храм, но мне приходится делать над собой усилие для того, чтобы представить, что здесь тоже идут службы и совершаются Таинства.

В базилике нет ничего, кроме рядов деревянных стульев в середине, иконы и статуи справа и слева от алтаря, поэтому ощущение пустоты усиливается. Держу курс на восток и передвигаюсь короткими перебежками. Из приалтарной ниши справа выходит клирик, и я даже не могу понять, кто он - священник, диакон или пономарь, - потому что детали облачения не говорят мне ровным счетом ничего. Тем не менее, провожаю фигуру в белом взглядом, стараясь провести какие-то аналогии с «нашими» ризами. Статья в Википедии говорит, что священники, диаконы и семинаристы выглядят у католиков примерно одинаково, поэтому ясности в вопросе не прибавляется даже сейчас.

Возле алтарного возвышения золотится символом нетварного света иконописное изображение св. Екатерины. Лик св. Екатерины и подпись - от этого чисто католического минимализма моя настороженность по отношению к непонятному изображению тает, и я перехожу к статуе Мадонны. Так интересно: столько читала о католических статуях и вот, вижу одну из них своими глазами. Тут мое внимание отвлекается еще одним священнослужителем, который встречает группу экскурсантов и ведет ее в уже знакомую мне правую нишу. Потом мимо пробегает женщина - в православном храме ее назвали бы матушкой, но как принято называть друг друга у католиков, понятия не имею. Зато замечаю, что все, без различия пола и чина, проходя перед алтарем (применительно к нашему храму это было бы «между праздником и амвоном»), преклоняют колено - глубоко, реально до земли, и, конечно же, крестятся слева направо.

В левом приделе зажигается свет. Я из своей южной части тоже пересекаю храм поперек, мысленно крестясь на Престол с семисвечником, которые у католиков всегда на виду, что для меня странно: я люблю символизм действий с Вратами и Завесой, и мне кажется, что их отсутствие обедняет богослужение.

Слева, как оказывается, вот-вот начнется вечерняя служба, та самая матушка и двое священнослужителей молча листают требник, а я замечаю у стены, противоположной входу в северный придел, какую-то странную деревянную пристройку. Подхожу ближе: да это же исповедальня, с которой я поверхностно знакома по зарубежному кино и литературе. Всегда было интересно, как же она на самом деле выглядит, поэтому оглядываю ее со всех сторон и даже засовываю голову внутрь. В базилике св. Екатерины исповедальня представляет собой две соединенные кабины с окнами в узорчатой решетке; дверные проемы и «соединительное» окно завешены темно-красным бархатом (воровато оглядываясь, трогаю его кончиками пальцев).

Тут из северного придела раздаются возгласы и пение, и я оставляю исповедальню в покое. Пытаюсь прислушаться к богослужению, но даже не могу понять, на каком языке оно ведется: согласно информации у входа, здесь служат на русском, польском, французском и даже латинском. Еще немного покрутив головой во все стороны, направляюсь к выходу. Внезапно оказывается, что читать доску объявлений крайне занятно, и я какое-то время изучаю приходские новости: раб Божий такой-то католического вероисповедания такого-то числа венчается с рабой Божией такой-то, православной; если кто имеет сообщить что-то, препятствующее их союзу, просим обращаться к настоятелю. Раб Божий такой-то такого-то числа рукополагается в диаконы; если кто имеет сообщить о чем-либо, препятствующем его рукоположению, просим обращаться к настоятелю. Тут же опубликована подробная информация для подготовки к огласительным беседам. Рядом идет история прихода - гонения большевиков, фото разрушенного собора, имена клириков, пострадавших за веру. Третий штрих, вместе с ладаном и подсвечниками напоминающий мне об общих корнях, но все остальное по-прежнему кажется мне параллельной вселенной.

Выхожу на Невский, оставляя вселенную за спиной. Спасибо, я рада, что наконец побывала у вас, давно хотелось.

to be continued...

преломляющееся, серебряный Санкт-Петербург, храм

Previous post Next post
Up