Я сейчас читаю книгу Юлии Игиной «Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла» и меня заинтересовало одно замечание, относительно распространённости грамотности в Англии в раннее новое время. Хочу подчеркнуть и обратить ваше внимание на многозначимость этого понятия - "грамотность".
Долгое время в историографии господствовало мнение (заметим, что и до сих пор его некоторые разделяют), согласно которому основная масса простолюдинов горожан и, в особенности крестьян в раннее новое время оставались по преимуществу неграмотными.
Так, согласно мнению сторонника этого взгляда Д. Кресси, статистика неграмотных среди английского населения рассматриваемого времени выражалась в следующих цифрах:
1550 год - 95-98% среди женщин и 80-85% среди мужчин;
1600 год - 90% среди женщин и 75% среди мужчин;
1650 год - 80% среди женщин и 65% среди мужчин.
Однако, ряд учёных подверг это воззрение тщательной ревизии, признавая его несоответствующим исторической действительности. Крупный исследователь истории книгопечатания и чтения в средневековой Англии Х.С. Беннет на основании обзора рынка печатной литературы в конце XV - 1-й половине XVII веков пришёл к тому заключению, что уже в конце XV - начале XVI веков примерно 60% населения с разным успехом и на разном уровне было способно читать. Более того, "эту способность можно обнаружить среди всех слоёв общества и среди обоих полов".
Так кто же прав?
Стоит заметить, что цифры Д. Кресси, основаны на изучении способности людей писать и ставить подпись на официальных документах. Однако способность человека писать не может быть автоматически соотнесена со способностью читать. Дело в том, что навык чтения формируется быстрее и раньше навыка письма. Собственно могу привести как пример собственный опыт - чтению я самостоятельно научился в детском саду, а писать меня научили в школе.
Можно предположить (или скорее даже утверждать), что множество людей ограничивалось в своём образовании навыком чтения. Как писала по этому поводу М.Спаффорд - "намного больше сельских жителей могли справиться с текстом печатной баллады или памфлета, чем написать свои имена под протестантской клятвой".