Оригинал взят у
ludmilapsyholog в
Про свободу собранийЛагерь разогнали, естественно, нарушив договоренности и естественно, на рассвете. Теперь там срочно чего-то копают на 20 лимонов, чтоб, значит, "не было стыдно".
Все бульвары в ОМОНе.
Смешные такие. Они всю Москву собираются оцепить?
Кстати, гражданам на заметку. У нас новая жизнь началась. Иски граждан к местной власти нонеча рассматриваются влет, удовлетворяются с ходу, меры принимаются прям не смыкая глаз. Так что если вас достала музыка из кафе, грязь в местном сквере, машины на газонах -- бегите скорее в суд, уже послезавтра все будет в лучшем виде. Куйте железо, пока горячо!
Вчера вечером мы уходили от Абая, где ребята сажали цветы, пели и разговаривали. Где не было ни мусора на асфальте, ни мата в воздухе. А шли мы к метро, к Грибоедову. Там лежали на скамейках вокруг памятника пьяные, орали и матерились какие-то мужики, пахло мочой и лежали сугробы из мусора. Типичный вид этого бульвара летним вечером, за который не было стыдно никому и никогда. Кроме Грибоедова, на лице которого читалась бы, пожалуй, зависть к казахскому коллеге, если бы он не был дворянином и не сохранял невозмутимость среди всего этого трэша.
Ничего, Александр Сергеевич, держитесь. Мы придем еще.
И немного о правовой стороне дела, потому что приходится порой странное читать в обсуждениях. Понятно, что у нас каша в головах про все, что касается закона и права, не было никогда ни возможности, ни смысла этим всем пользоваться. Но пора бы уже наводить резкость.
Право на свободу собраний является одним из базовых прав человека. На его осуществление не нужно никаких разрешений и согласований. Граждане собираются там, где хотят, когда хотят и по какому вопросу хотят. Единственное условие - собрание должно быть мирным (без цели применения оружия или насилия). Любые законы и подзаконные акты, ограничивающие это право, могут быть сколько угодно раз приняты, напечатаны и применены, однако они остаются неправовыми. А значит, с точки зрения права, граждане могут их игнорировать. Мало ли кто с какой целью пургу на бумажке напишет и законом обзовет.
На основании неправового закона вас могут, конечно, арестовать и даже посадить в тюрьму. Но он от этого правовым не станет. А вы не перестанете быть в своем праве, когда его игнорируете. И потом вы станете президентом и получите Нобелевку
История человечества знала немало неправовых законов, которыми сопровождались в том числе и очень мерзкие вещи. Борьба с ними часто идет именно путем явочного осуществления своих прав, когда граждане обращаются к своим базовым правам "сквозь" неправовые законы. Что, собственно, мы и имели в виде "прогулки с писателями" и будем еще иметь в виде многочисленных стихийных гайд-парков, митингов, шествий и всего, в чем будет потребность. И что-то мне подсказывает, что мы забудем спросить на это разрешения у кого бы то ни было.
Часто спрашивают -- какая цель у этих акций, ну, прогулялись, и что? Цель - само по себе явочное осуществление права. Если оно не нарушается, то и незачем "просто гулять". Если нарушается, как это происходило систематически на вторые майские, нужно немедленно свое право восстанавливать, осуществляя его явочным порядком. Иначе не успеем оглянуться, как дышать запретят. Нормальная защитная реакция здорового общественного организма. Здоровой части -- в нашем случае, ибо организм в целом у нас того... Будем надеяться, что не в терминальной стадии. Собственно, потому и радует большое число народа на таких акциях -- это наш шанс на выздоровление.
Это не политические акции, а гражданские, поэтому они без проблем объединяют людей с очень разными идеологиями. Право на собрания нужно всем.
Еще один частый вопрос: но это же нарушает права других граждан? Типа они хотят мирно и тихо гулять по бульвару с детьми, а тут какие-то невменяемые писатели несутся, все сметая на пути, создавая, раздражая и провоцируя. Да, безусловно, собрания граждан могут создавать неудобства для других граждан. Для этого и существуют городские власти, которых граждане, на минутку, содержат. Их обязанность быстро и эффективно сработать, чтобы минимизировать конфликт интересов. Выставить дополнительных дворников, привезти мобильные туалеты, разрулить уличное движение, информировать о потенциальных опасностях ("Осторожно, впереди ступеньки!"). Это их работа.
При этом, конечно, некоторые неудобства все равно преодолеть не удастся. Несмотря на это, приоритет остается у права на свободу собраний, как у базового права. Почему? Да потому, что реализация этого права является механизмом самозащиты общества от произвола. То есть реализация вашего права гулять с коляской по бульвару, к сожалению, никак не может защитить общество в целом, включая вас и вашего ребенка, от произвола и нарушения других ваших прав. А вот реализация права граждан на свободу собраний как раз может. Именно собравшись, граждане, например, смогут отстоять свой любимый бульвар для гуляния с колясками, если вдруг какой-то жирный кот захочет на этом месте построить торговый центр или элитный дом. Поэтому оно и базовое, оно условие реализации других прав, механизм защиты. Как у всякого механизма, у него могут быть издержки и побочные действия, но важнее иметь защиту.
Да, возможно, без презерватива приятнее, но это можно себе позволить только с постоянным, любимым и здоровым партнером. Чтобы дети были желанные, и никаких болезней. Во всех остальных случаях вред от потенциальных рисков значительно перевешивает вред от издержек, так что надо иметь изделие под рукой. С базовыми правами человека примерно такая же история.
Для справки
Шесть руководящих принципов по свободе мирных собраний (Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, 2007)
Защите со стороны государства подлежат лишь мирные собрания граждан. Собрание определяется как мирное, если его организаторы преследуют мирные намерения. При этом понятие «мирное» включает и такое поведение, которое может раздражать тех, кто не согласен с идеями участников данного собрания, а также включает и такое поведение, которое может быть направлено на воспрепятствование действий третьих лиц.
Принцип 1. Презумпция в пользу проведения собраний
Поскольку право на свободу мирных собраний относится к основным правам, его реализация должна осуществляться без внешнего регулирования, насколько это возможно. Желающие принять участие в собрании не должны просить на это разрешения. Законодательство должно недвусмысленно определять презумпцию в пользу свободы собраний. При любой возможности трактовать нормы закона в пользу проведения собрания, ему не должно чиниться препятствий.
Принцип 2. Обязанность государства защищать мирное собрание
Государство обязано обеспечивать полный набор механизмов и процедур для эффективной практической реализации свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования.
Принцип 3. Законность
Любые ограничения должны быть основаны на положениях закона, а сам закон должен соответствовать международному законодательству в области прав человека и его нормы должны быть чётко сформулированы и не вызывать разночтений. Каждый должен иметь возможность однозначно определить, вступает ли его поведение в противоречие с нормами закона или нет.
Принцип 4. Соразмерность
Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными. Преследуя законные цели, власти должны отдавать предпочтение мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства в ход проведения собрания. Предусмотренные законом ограничения не должны применяться автоматически, а лишь с учётом конкретной обстановки в каждом конкретном случае. Принудительное прекращение собраний должно восприниматься как крайняя мера при невозможности реализовать законные цели иными способами.
Принцип 5. Надлежащая практика административного регулирования
В законодательстве должно быть чётко закреплено, какой орган наделён полномочиями регулировать свободу собраний. Широкой общественности должен быть предоставлен свободный доступ к полной и достоверной информации о деятельности этого органа, а его процедуры принятия решений должны быть прозрачны.
Принцип 6. Недискриминационность
При регулировании свободы собраний органы власти обязаны предоставлять равную возможность реализации этого права любому лицу или группам лиц. Недопустимы никакие ограничения по признаку расы, пола, национальности, вероисповедания, политических взглядов, принадлежности к тем или иным социальным группам и тому подобное.