Оригинал взят у
wolf_engrave в
Стресс-тесты.Все думал и крутил в голове
эту тему. Крутил, перекручивал, обдумывал. Сразу оговорюсь - картинок не будет, рисовать в пэйнте я не могу. А ничего нормального на замену не нашел. Поэтому буду обходиться на словах, может получиться путано. Если совсем запутаю чем-либо, то говорите, буду переделывать до полной ясности.
Начнем с того, что вспомним, а для чего вообще нужен стресс-тест.
Основная проблема бойца на поле боя, это то, что оно кардинально отличается от стрельбища. На стрельбище все спокойно, есть боец-оружие-мишень. Ему никто не мешает, не раздражает, единственное что на него влияет это собственные нервы, стрельба сослуживцев, и команды офицера. Но это не является активным раздражающим фактором. Хотя бы потому что они привычны и постоянны. Ничего не меняется, все время одни и те же факторы внешнего воздействия.
И в этом кроется очень важный момент. На поле боя все факторы вокруг напрямую воздействуют на бойца. Самым непосредственным образом. Хотя бы потому что в отличии от стрельбища на котором жизни бойца угрожает лишь он сам да его такие же непутевые сослуживцы. А на поле боя все вокруг становится враждебной средой. Начиная от покрытия на котором боец стоит/сидит/лежит, заканчивая активными противодействием противника.
В этом состоянии боец не всегда в состоянии не то что адекватно оценить ситуацию, но и отреагировать на полученную команду, и адекватно оценить угрозу, и выбрать приоритет цели. В результате боец оказывается не в состоянии адекватно оценить ситуацию, и вести себя соответственно ей. В итоге раненный, или труп. А в случае если обходится без этого, сильнейший стресс, который в последствии может сказаться как на выполнении бойцом задач в будущем, так и на его психике в целом. Короче говоря как ни крути, но последствия стресса в любом случае скажутся.
Не будем углубляться в нейрофизиологию, хотя тема благодатная и интересная. Особенно в применении к данному аспекту боевой подготовки. Но единственное что реально оказывает влияние на реакцию на стресс и последующее формирование посттравматических реакций (а они в любом случае будут) это типы стрессорной реакции.
НО! О ПСИХОЛОГИИ СТРЕССА Я НАПИШУ ОБЯЗАТЕЛЬНО! ПРИЧЕМ ИМЕННО В КОНТЕКСТЕ СТРЕСС-ТЕСТОВ. НО ПОЗЖЕ. НО НАПИШУ. В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.
А сегодня о технической стороне. Начнем с того, что изначально приход бойца на стрельбище это уже стресс. Это первичный стресс человека, который впервые взял в руки оружие (давайте будем честными, большинство призывников попадают в армии без опыта стрельбы), и впервые произвел выстрел. Выброс в кровь адреналина или кортизола (в зависимости от типа), восторг, понимание того что в руках оружие. Это первый стресс, который испытывает боец в своей армейской жизни. Что потом? А потом ничего. В массе своей это всего лишь усложненные упражнения на стрельбище и в тире. Причем усложнение чисто техническое, поражение определенных целей из определенных позиций на определенное время. Причем в условиях которые никак не отличаются от обычного стрельбища.
Поэтому одной из главных задач при подготовке бойца становится не только научить бойца стрелять, но и научить его стрелять в ситуациях которых у него в жизни не было. Конечно, как не старайся но ко всему бойца подготовить не удастся, но создать ему большой набор ситуаций схожих с реальными. Что бы когда они наступят в жизни, у него уже было понимание и определенная, уже выработанная модель поведения.
Первым фактором, который оказывает наибольшее влияние на бойца, оказывается, как ни странно, не то что вокруг все стреляют и всё взрывается. А то что в этой ситуации нужно слышать, слушать и выполнять команды командиров, и реагировать на поступающие вводные. Причем реагировать быстро и правильно.
Первым делом для стресс теста необходимо стрельбище. На худой конец сойдет и простое, но лучше специально дооборудованное. Помимо штатных фиксированный мишеней хорошо иметь:
- качающиеся.
- поднимающиеся.
- движущиеся.
Помимо этого, необходимо создать несколько типов "укрытия", деревянные, кирпичные, под разные стойки для стрельбы из положения стоя-сидя-лежа. При этом все эти вещи надо устанавливать так, что бы была возможность создать не только прямые, но и "извилистые" маршруты для прохождения.
Помимо этого, необходимы некоторые технические средства для создания усложненных условий работы:
- Акустическая система с выведенными динамиками рассредоточенными по стрельбищу.
- Система фонарей/вспышек/стробоскопов так же расположенных на стрельбище, в зоне пулеуловительного вала.
- система динамиков привязанная к системе оповещения/связи.
Конечно, идеально, если на полигоне все тоже самое продублировано еще и наличием килл-хауса. Но, это уже совсем идеальный вариант.
И не смотря на такое обилие техники, главную работу на себя все равно будет брать инструкторский коллектив. Помимо умения грамотно управлять всем этим хозяйством, на них ложится самая главная задача. Создавать стрессовые ситуации по мере возрастания и усложнения, аккуратно проводя бойца по нарастающей. Тут главное не только создать разнообразные условия, но и не сорвать бойца в процессе подготовки. Потому как перегрузить психику при такой подготовке можно очень просто, а это приведет к тому, что бойца сначала придется восстанавливать а потом проводить весь курс заново.
1 Этап.
Понятное дело что к нему допускается боец уже понимающий как надо стрелять. Имеет опыт выполнения различных стрелковых упражнений на время.
Для начала бойца приучают действовать по двум моделям поведения:
1 - Четкая. Когда боец получает команду поражать мишени по мере приближения к ним справа-налево (на самом деле как угодно, то что я говорю, это просто один из вариантов).
2 - Свободная. Боец поражает цели по своему усмотрению, ограничения накладываются по выбору инструктора и путем установки среди мишеней с врагами, мишеней с некомбатантами.
Таким образом боец учится работать в обеих системах, на разных маршрутах и траекториях движения.
В чем стресс? Повышенная нагрузка на мозги в данном случае, уже достаточный стресс на начальном этапе. Человек должен уметь точно выполнять инструкции (1-ая модель), и работать в свободном плавании не ошибаясь с выбором целей (2-ая модель).
2 Этап.
К упражнениям из первого этапа добавляется инструктор, который сопровождает бойца на всем маршруте. В процессе прохождения маршрута инструктор дает заведомо ложные команды. Например, провоцируя изменение очередности поражения целей. Или подавая команду на открытие огня при появлении мишени "некомбатанта".
В задачу инструктора входит сбивание бойца с толку. А боец учится уметь и выполнять приказ и проводить адекватную оценку ситуации. Что бы не накосячить, что бы не застрелить некомбатанта или случайно оказавшегося на маршруте своего.
3 Этап.
Упражнения из второго этапа добавляется требование поражать цели разными типами оружия. То есть переходы с первички на вторичку. В данном случае задача инструктора сбивать не только целеуказание, но и выбор типа оружия. В случае же неисправности оружия, задача инструктора путать бойца в выборе оружия.
4 Этап.
Во все это мы добавляем основную подлянку. Начиная с 4 этапа боец не знает, каким именно количество боеприпасов снаряжен каждый магазин. Психологическое давление оказываемое инструктором на бойца растет пропорционально движению по маршруту.
ПО ПОВОДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ.
Что значит это самое "давление" на бойца со стороны инструктора? Все команды подаются громким голосом, вообще лучше орать, еще лучше ходить за бойцом с мегафоном. И сбивать его через матюгальник. При этом в случае выполнения или не выполнения команд, бойца можно и нужно оскорблять, ссылаться на всякие непотребства с его родней, и прочие гадости. То есть можно не стесняться. Реакция бойца на оскорбления в его адрес это тоже показатель. Человек должен понимать и постоянно держать в голове, что это элемент подготовки. Речь не о его личных качествах. Поэтому на стрельбище, во время подготовки по программе стресс-тестов необходим психолог. Это не баловство, а необходимая мера. В случае стресс-теста, это может быть имитация работы в недоброжелательном эмоционально агрессивном окружении. Просто в ситуации когда вокруг творится нечто матерное (госпиталь, обилие раненых, просто толпа гражданских).
При этом и сам инструктор должен понимать, что все что он говорит это необходимая часть его работы. Тут главное избежать попадание в инструктора человека с садистическими наклонностями. Шутки шутками, но это очень важный момент.
5 Этап.
Наконец-то инструктор получает оружие. Заряженное холостыми патронами. И теперь помимо словесного давления, инструктор получает возможность еще и отвлечь бойца стрельбой над ухом. Или под ноги. Особенно хорошо работает стрельба в грунт, рядом с бойцом выполняющим стрелковую задачу в положении лежа.
На этом месте поэтапная система подготовки заканчивается. Дальше идет включение в систему подготовки всех вышеупомянутых технических средств. Начиная от трансляции через динамики музыки/команд. При этом команды транслируемые по громкой связи подаются независимо от сопровождающего инструктора. Впрочем с момента подключения технических средств сопровождение инструктора становится необязательным. Команды можно подавать по радиосвязи, через гарнитуру. Так сказать напрямую, в моск бойца.
В качестве акустических раздражающих факторов можно использовать все что угодно. Начиная от простых голосовых команд, до музыки, и записей любого шумового аккомпанемента (крики людей/животных, промышленные и индустриальные звуки, музыка Fear Factory).
Точно так же, поэтапно подключаются средства визуального отвлечения (фонари, стробоскопы). Предназначенные для отвлечения и ослепления бойца.
Ну и понятное дело не забываем о взрыв пакетах и стрельбе холостыми.
В это "окружение" вписывается любая ситуативная тренировка. Начиная от простого прохождения маршрута, заканчивая наработок с заложниками, и отработок внезапного нападения.
Ффффухххх... Вот как-то так. Короче говоря с меня еще разговор о психологии боевого стресса.