Вчера, возвращаясь обратно в Питер на поезде, поболтал с проводницей. Девчонка довольно симпатичная и молодая. Но не в этом суть. Суть в другом. На вид девчонка вся измотанная была и выжата как лимон. Слово за слово, заговорили мы с ней о нашей всеми "любимой" РЖД. Ну и понарассказывала массу занятных вещей, часть из которых я уже в принципе давно знал, но часть меня просто поразила.
К примеру то, что зарплату не выплатили еще до сих пор с апреля месяца 2011. Скажите это ерунда? Ок. Зарплата у проводников нынче сдельная. Т.е. сколько наездил, стока и получил. Никаких окладов и так далее. За 3 рейса в апреле ей должны заплатить всего 5000 рублей. ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ! Теперь еще приплюсуйте сюда то, что форму, обувь проводники ОБЯЗАНЫ покупать САМИ! Мало того, раньше разрешалось носить туфли без каблуков (аля балетки), теперь либо каблук либо шпилька (офигенный выбор, не правда ли?). Туфли должны быть закрытыми. А теперь представьте, данная проводница была в рейсе 5 суток и еще 2,5 суток ей предстояло до возвращения домой. Ну-ка недельку попрыгайте на каблуках или шпильках по вагону, по платформе и так далее, причем не снимая?! При условии что по обязанностям проводника: "Проводник не имеет право спать! Проводник должен обслуживать в любой момент по требованию/просьбе пассажира всевозможные его желания/потребности (ну в пределах нормы разумеется).". И вот дамы проводницы шкандыбают на своих каблуках/шпильках по 5-7 дней не снимая. Представили? Я лично не могу себе такое представить даже в страшном сне, а наш министр Ж/Д чувствуется знает по себе что это такое и считает что это легко и нормально. И после этого вы ждете что проводницы будут относиться ко всем пассажирам нормально? Да щааз.
Причем штрафы накладывают на все:
-В мороз стоял на платформе и засунул руки в карман погреться? - ШТРАФ!
-Мусор стоял не в рабочем помещении? - ШТРАФ!
-Находился не в туфлях, а в тапочках во время движения? - ШТРАФ!
-Прилег отдохнуть пару минут во время движения в своей каморке? - ШТРАФ!
и так далее и так далее и так далее.
Так вот, возвращаясь к рассказу, данная проводница должна вернуться на базу в Брянск, а из-за большой текучки кадров некому поехать в след. рейс. И ее собираются отправить вновь на 5 дней не заходя даже домой. Сказала, что будет стараться отбиваться от этого, но не знаю что выйдет.
Теперь еще интереснее. Есть такое понятие кондитерка. (Это то, что продают проводники к чаю). Раньше это выдавалось проводнику и он продавал. Теперь же сделано совсем иначе. А именно: Рассчитывается что в плацкартном вагоне за рейс будет 20 человек. На каждого человека приходится 20 рублей за кондитерку. Т.е. 20 человек по 20 рублей - итого 4000 рублей. Эти 4000 рублей выплачивает проводник. Т.е. он покупает за свои деньги эту кондитерскую продукцию, а затем продает ее в вагоне. И не важно уже, продал ты продукцию или сам сожрал. Никакой разницы, за нее уже заплачено. Вернуть обратно ее нельзя. Как Вам такой подход? А затем мы удивляемся, от чего это в каждом вагоне, в каждом поезде и у различных проводников - различные цены на тот или иной товар? А вот отсюда это и вылезает.
Про использование проводников как бесплатную раб. силу:
В вагоне не работала вентиляция. Накрылась полностью автоматика. Подогреть бойлер для чая также не представлялось возможным. Но тут есть нюанс. Если вылетает автоматика, то бойлер можно закипятить ручным путем, а именно методом бросания угля в топку (кочегары на паровозе блин). В итоге в вагоне была дикая душегубка, а бойлер был закипячен выше описанным методом благодаря рукам хрупкой (реально маленькая и хрупкая) девчонки, лет 28 от роду. Но это еще не все. На этом рассказ не прервался. Далее следует рассказ про прачечную. В плацкартный вагон, как я уже говорил, за рейс насчитывает примерно в среднем 200 человек в одну сторону (со слов этой же проводницы). Так вот перед посадкой выдается чистое (какое оно чистое мы все знаем) белье из прачечной. Выдается в тюках, каждый из которых примерно по 34кг (опять же пишу со слов. можете поправить кто знает лучше). Таких на вагон идет 14 мешков. Каждый проводник в принципе обязан притаскивать сам в свой вагон. Но делается проще. Назначается один ответственный за весь состав проводник (не важно мужчина это или женщина), который/ая должны встретить машину из прачечной, вытащить все тюки с грязным бельем из каждого вагона состава, загрузить белье в машину, принять чистое белье, теже 14 мешков и разложить по тем же вагонам. И вот представьте каково женщине перетаскать ~ 140 мешков по 34кг на состав из 10 вагонов хотя бы. А если вагонов больше? Впечатляет цифра? А министру хоть бы хны, он сидит в кабинете и его все устраивает.
Санитарные нормы:
Воду проводники из бойлера, из которого наливают чай всем пассажирам сами не пьют. Они покупают себе отдельно воду (аля бонаква без газа, аква минераль и так далее) и кипятят ее в обычном электро-чайнике у себя на "кухне". Причины просты. Воду, которую привозят и которую заливают в бойлер является не чистой и с какой-то тех. примесью. Даже после кипячения и наливая воду в стакан в конце концов можно увидеть на дне стакана жуткий осадок. По словам проводника было выяснено, что заливают воду что в туалет, что в бойлер из одного шланга, который может поваляться в песке и где угодно. Вода при заливке даже имеет неприятный тех. запах (часто сам это встречал моя руки в сортире). А потом спрашивается откуда у нас эпидемия желудочного гриппа и другие мелкие болячки. А вот и элементарный пример. Проводники из-за того, что даже домой не пускают, и элементарно помыться даже негде, ибо не предоставляется ничего подобного руководством, моются в туалетах своих же вагонов. Потому что проводники должны быть всегда опрятными, красивыми, улыбающимися, вежливыми, да и ваще супер-пупер. Но помощи для всего этого не представляют.
А потом спрашивают, почему такая текучка кадров на Ж/Д? А как ей не быть? З/П не платят, если и платят, то абсолютный минус. Постоянные штрафы и все остальные прелести для работы за свой счет.
Так что не ту страну назвали Гондурасом, а наши поезда самые поездатые поезда в мире.
Плавайте пароходами Аэрофлота, Господа и Дамы!