Стриндберг в Стокгольме

Oct 29, 2002 11:32

Теперь про музей. По большому счету, это, конечно, банальная профанация, ничего общего со Стриндбергом не имеющая. Парочка дохлых кузнечиков на булавках времени, именуемых «свидетельствами биографии», как бы взывающими к духу времени, атмосфере эпохи и гению места - вот и вся нехитрая экспозиция. Стриндберг, печальный ангел с вечным насморком, возможно, возмущенно ворочается в небе, лежа в облаках над Стокгольмскими крышами.

В экспозиции самым главным было увидеть фоточку Сири фон Эссен. И подержать в руках книжки Стриндберга на шведском языке. И вспомнить его путь на пароходе из Стокгольма: «мимо бурых голых берегов, листья с деревьев уже пооблетели, луга были серо-желтыми, а в расщелинах скал лежал снег. Сероватая вода с пятнами сепии, темное зловещее небо… - все это объединялось воедино, чтобы ввергнуть меня в отчаяние…. Моя пылающая голова работала с небывалым напряжением, гудела от мыслей, рождавшихся тысячами, я гнал прочь воспоминания. Но они тут же вновь всплывали и теснили друг друга в моем бедном мозгу, и среди этой сумятицы меня еще терзала непроходящая боль…»

Подозреваю, что должна провести некую апологию Стриндберга (в свою защиту), ибо, безусловно, он и параноик и зануда, противоречив и неуравновешен, женоненавистник, декадент и мистик. Глубоко пристрастен и несправедлив. Мнителен и бесприютен. Все это, безусловно, справедливо, но это взгляд с одной, слишком внешней, стороны. Я смотрю с другой (со стороны «Слова безумца в свою защиту», «Пути в Дамаск», и «Игры снов»), мой взгляд резонирует с почти постоянно истерическим настроением Стриндберга и также пропущен сквозь призму ницшеанства. У него есть несколько абзацев и идей, которые очень адекватны многим моим внутренним ощущениям, переживаниям и так же банально дальше. Не столь часто возможно попасть в тот же ритм и мир, в котором существуешь. Мир двойственный, иллюзорный. И его тексты - алхимия повседневного существования. Манипуляция собственным сознанием, расчленение и анализ, и наблюдение со стороны, истерики, взаимосвязи и аналогии. В результате - подробная карта знакового ландшафта мира. Символизм реальности в подробном прописывании «душевной внутренности». Мне кажется, это важно.
Previous post Next post
Up