Анатолий Эфрос. «Чайка». Киносценарий. Статьи. Записи репетиций. Документы. Из дневников и книг. Сост. Н. Скегина. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2010. - 528 с. Ил.
Издание выпущено при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и Московского культурного центра АРТ МИФ.
Из вступительной статьи А. Смелянского:
Как начинался новый Чехов
Книга называется «Анатолий Эфрос. «Чайка». Читатель должен по меньшей мере удивиться: при всем уважении к замечательному режиссеру все-таки пьесу «Чайка» не он сотворил. Тем не менее, название отвечает существу книги. А.Эфрос пьесы «Чайка» не писал, но он сочинил в 1966 году в Театре имени Ленинского комсомола спектакль по этой пьесе. Он вернул Чехова в поле обостренного смысла… Он впустил в «Чайку» свою и нашу общую жизнь… Он вкладывал в «Чайку» свое понимание театра, которое полемически противостояло всему опыту паузного, убаюкивающего, безопасного и бессодержательно-далекого Чехова: последнее было прямым следствием «дезактивизации» писателя, которая производилась совокупными усилиями советской школы, многих советских чеховедов и множества советских театров. Эфрос совершил прорыв. И если согласиться с тем, что важнейшие полемические интерпретации классики (Чехова в том числе) с течением времени входят и становятся неотделимыми от самого содержания пьесы, обогащая её смысловое ядро, то Эфроса вполне можно назвать среди соавторов драматурга. Так я толкую название этой книги или, точнее, сборника, подготовленного Нонной Скегиной, многолетним завлитом Анатолия Эфроса.
В книге собрано все, что можно собрать в связи с чеховской «Чайкой» и режиссером Эфросом.… Но самое главное открытие книги - публикация записей репетиций ленкомовской «Чайки». Эти записи представляют, что происходило в русском советском театре в переломный момент его истории… Записи репетиций «Чайки» были сделаны тогда Инессой Сидориной и Нелли Пляцковской. Сделаны были с образцовой точностью и тонким пониманием героя, которого они записывали для себя, а оказалось - для истории.
Книга «Анатолий Эфрос. «Чайка» представляет современной театральной России режиссера Эфроса в моменты вдохновенного сотворения им «своего Чехова».
Книга про «Чайку» начинает «чеховскую серию» Анатолия Эфроса. Чеховский цикл Эфроса растянулся на многие годы. Она начинался на исходе «оттепели», продолжался в самые глухие советские годы. Жизнь режиссера оборвалась в январе 1987 года, так что увидеть Чехова в интерьере новой России ему не было суждено. Но главное им было сделано: невозможно представить себе современного Чехова без того, что «вчитал» в его пьесы Анатолий Эфрос. И сделано это было - навсегда.
Обращаться в Московский культурный центр АРТ МИФ: Москва, Газетный переулок 12, стр.2. Телефон: (495) 692-78-90, (495) 692-55-94
14.07.2011
http://efros.anchors.ru/news/efros_chaika/