Оригинал взят у
avderin в
Летний кинотеатр.В Феодосии на Улице Ленина, прямо на территории Морского сада, стоят два строения: одно большое, другое маленькое - с обнесённым мощной стеной пространством между ними. Ныне никак не используемый дворик этого небольшого комплекса был когда-то залом кинотеатра. В стене большого корпуса до сих пор сохранились горизонтальные бойницы проекционной, которую в те времена обычно называли будкой киномеханика. А противолежащая стена другого корпуса затягивалась на лето полотняным экраном - на него и проецировалось изображение.
В годы моего детства, в начале 1960-х, подобные кинотеатры были во всех южных курортных городках. Во-первых, открытый зал стоил в разы дешевле крытого. Во-вторых, в нашей стране тогда не то, что не было кондиционеров, даже слова такого почти никто не знал. Сидеть жарким вечером на воздухе было гораздо приятнее, чем в душном невентилируемом помещении. В тогдашних советских кинотеатрах даже принудительная вентиляция была редкостью. При том, что потребность в развлекательных заведениях вырастает на юге именно в жару - при наплыве отдыхающих.
Днём подобные кинотеатры иногда использовали для лекций и концертов, показывать кино в них можно было только после захода солнца, с наступлением темноты. Поэтому рассчитаны они были на один, максимум, два, сеанса в день. Зиму же всегда пустовали под замком. Местным хватало зимой и немногих крытых кинотеатров.
Стена или забор в данном случае нужны были только для того, чтобы закрыть экран от глаз халявщиков, не желающих раскошелиться на билетик. Поэтому все окрестные деревья, словно огромными плодами, были облеплены местными пацанами. Чтобы с комфортом сидеть на удобной ветке, места наверху начинали занимать за полчаса-час до начала сеанса.
Звуки фильма разносились по всему парку. Если обилеченный партер вёл себя сдержанно, то галёрка на ветвях деревьев очень живо реагировала на все перипетии сюжета: свистела, шумела, громко комментировала поступки героев - словно это не просмотр фильма, а футбольный матч. Заставить мальчишек молчать было невозможно - как невозможно было и удалить их с кинопоказа.
В те времена любой фильм, где герои хотя бы один раз целовались, шёл с предупреждением на афише «детям до 16 лет вход воспрещён». У подростков трудноопределимого возраста дотошные бабки-билетёрши, бывало, даже требовали паспорт.
Такие, «смачные» сцены вызывали дружный гул верхней аудитории - как забитый в последнюю минуту гол - на стадионе. Теперь это уже кажется смешным - сегодня целуются даже герои мультиков для дошкольников.
Открытые кинотеатры были частью нашего старого советского быта и остались в моей памяти частичкой моего детства. И каждый раз, проходя мимо, я вспоминаю, как смотрел в похожем кинотеатре в Сочи «В джазе только девушки» с Мерлин Монро, как где-то ещё смотрел под открытым небом «Оливера Твиста». Мне было то ли четыре, то ли пять лет - в фильме били и обижали детей. Было страшно, и большую часть сеанса я пролежал, уткнувшись лицом в колени матери. Поэтому фильм не запомнился. Но запомнился кинотеатр. Лавочки из положенных на вкопанные в землю столбики досок. Деревянный, из плохо поструганных досок, крашенный забор. Зрители, сплёвывающие под ноги шелуху от семечек. Полом была голая, хорошо утоптанная земля.
По сравнению с ним феодосийский кинотеатр - настоящий дворец. Хоть и без крыши. Пилястры, украшенный советским гербом классический фронтон. У местных узнал, что кинотеатр назывался «Матросский сад». Оказалось, что неподалёку, на Горького, перед генуэзской крепостью, был ещё один открытый кинотеатр. Назывался «Горный». С деревьями там напряжёнка, но пацаны смотрели фильмы, забравшись на самый верх крепостной стены. Билет стоил целых 20 копеек. А за 22 можно было купить аж два эскимо. На палочке.