Живее всех живых. Ленин как визуальный объект

Feb 28, 2009 22:51

Случайно набрёл на старый постинг milorad_lj:

"Альбум з 30 фотографіями болшевицких комісарів"



Лейба Бронштайн Троцкий
Мінїстер війни і маринарки


Улянов-Ленїн
Предсїдатель Совіта Народних Комісарів


Зиновєв Апфельбаум-Радомисльский
Предсїдатель Сїверної Коммуни




Мойше Урицкий
Предсїдатель Чрезвичайки (чека)



Віктор-Копп
Совітський Представитель в Берлинї



Беля-Кун
б. Предсїдатель Совнаркома в Угорщинї



Мартов-Цедербаум
б. Член Центрального Исполкома



Янкель Юровский
органїзатор Катеринобурских мордів



Суханов-Гіммер
Член Всеросійского Зїзду Совітів



Самуіл Беркман
болшевицкий агент в Америцї



Еммочка Гольдман
Бабушка



Левіне-Ніссен
Член Исполкома



Томский-Хонихберг
Член Всеросійского Зїзду



Свердлов
Предсїдатель Всеросійского Зїзду Совітів



Аксельрод
б. Комісар фінансів



Шрайдер
Предсїдатель Революцийного Трибуналу



Петров-Вайсброт
Член Совітської мирової делєгації в Берлинї



Стеклов-Нахамкес
Член Исполкома Петроградського



Ревкин
Член Учредительного Собранія



Богданов-Зільберштайн-Йоффе
Предсїдательделєгації в Брестю



Кац-Камков
Член Центрального Исполкома



Каменев-Розенфельд
Делєгат Совітської Росії в Брестю Литовскім



Аванесов
Секретар Исполкома



Левін
Член Исполкома



Парвус-Гельфант
творець росийского болшевизму



Володарский-Коген
Член Петроградського Исполкома



Штайнберк
Народний Комісар Справедливости



Прошчіан
Народний Комісар Земледїльства



Карахан
Совітський Представитель в Варшаві



Радек-Собельзон
Один із болшевицких мудрецїв

Меня лично тут заинтересовала не столько «еврейская галерея» - это-то как раз понятно - а физиономия Ленина.

У меня, как и у всякого сделанного в СССР, имеется в голове набор канонических образов Ильича. Вот абсолютно канонический Ленин, "каким мы его знаем":



Или, скажем, вот такой, с лукавинкой и прищуром, тоже канон:



А вот значок:



И изображение на деньгах:



Ещё два каноничных образа.

Символический, грубо сделанный, но узнаваемый:



И апофеоз абстракции, вершина. Тот Ленин в две краски, о котором писал Пелевин:

Он был двухцветным: справа, откуда я медленно шел, - красным, а дальше - белым, и делила эти два цвета набегающая на белое поле рваная волна, за которой оставался красный след. Я сначала не понял, что это такое, и только когда подошел ближе, узнал в переплетении красных и белых пятен лицо Ленина с похожим на таран выступом бороды и открытым ртом; у Ленина не было затылка - было только лицо, вся красная поверхность за которым уже была Лениным; он походил на бесплотного бога, как бы проходящего рябью по поверхности созданного им мира.



Если вглядеться в то, к чему в конце концов пришла эволюция ленинского образа, то последняя картинка всё расставляет по местам. Вглядитесь в неё.

ЭТО ЧЕРЕП, вполне узнаваемой формы и пропорций - но череп ЖИВОЙ. В рисунке совмещены узнаваемые приметы черепа и черты живого человека. Например, глазницы - это типичные проваленные глазницы черепа, но в них - живые глаза. Челюсть - мертвеца, но с живыми губами. Проблема с носом решена почти гениально: при желании полоску, его изображающую, можно понимать и как контур провала, и как часть обычного человеческого лица. Короче говоря, это мёртвый, но живой в самой своей смерти. И при этом не выглядящий уродливо или страшно. Он живее живых.

На самом деле это очень круто - создать такой образ. Подобные удачи единичны. Хотя, конечно, так стоило изображать какое-нибудь тибетское божество.

Так или иначе, неказистая физиономия Ленина оказалась не просто облагорожена - а превратилась в высокий символ, который и впечатался в сознание миллионов.

Когда началась работа над образом? Кажется, с двадцатых, причём руку приложили великие. Например, уже у Филонова на картине "ГОЭЛРО" Ленин - почти не прорисованный - графически прочитывается вполне однозначно:



И даже позднейшие шаржи и карикатуры на Ильича имели в виду именно этот образ. Который, разумеется, мог шаржироваться -





а то и демонизироваться, как на известной картинке:



Но это тот же самый Ленин - по конструкци образа. Тот самый Красный Мертвоголовый.

В этом отношении карикатуры двадцатых годов и в самом деле позволяют нам заглянуть в другой мир.



Понятно, что и на картинке с загружаемым коммунизмом, и на этом шарже Ленина, скажем так, «не любют». Но эта нелюбовь выражается совершенно по-разному. В первом случае это карикатура на советскую иконографию Ленина, во втором - на самого «Владимира Ильича».И этот "Ленин" - не страшен и не велик, а мелок, гадок, гнусен и жалок. Один из комиссаров-красномразцев, поганящих Россию. Именно поганящих - такие рожи не вызывают даже ненависти, только омерзение.

Этого-то совершенно нет в поздней графической антилениниане: ибо там идёт борьба с образом Живого Черепа, причёт борьба заведомо неуспешная. Картинка сильнее реальной внешности человека - потому что она проще и выразительней. Но в соревновании картинок выигрывает самая простая и выразительная (из похожих, разумеется). И Ленин в две краски бьёт любую карикатуру на Ленина в две краски.

Кстати сказать, нечто подобное, только в другом смысле, было проделано и с противоположным полюсом советской системы образов - с образом её архиврага, «бесноватого фюрера».

Чего всячески опасались советские пропагандисты - так это возвеличить Гитлера, хотя бы в отрицательном смысле. Гитлера никогда не изображали в виде чудовища или монстра - это могло привлечь симпатии. Он не должен был быть страшен - но только гадок и жалок. Поэтом советский ребёнок видел сначала карикатуры на Гитлера, а только потом (и то если постараться) реальные изображения, тщательно подобранные под карикатурный ряд.

Поэтому взрослый советский человек вообще не воспринимает, не видит Гитлера иначе как сквозь призму карикатур Кукрыниксов. У него в глаза вмонтировано вот это:



И даже видя фотографии Гитлера, он видит сначала карикатуру, а потом накладывает её на реальный образ. Точно так же, как и с Ильичом, только в обратном смысле.

Я, если что, тут ничего не поношу (и не восхваляю), и менее всего - лично Ленина или там Гитлера. Я вообще не о них, и не о том, что они делали. Я - о том, как работают образы. Сейчас мне интересно это.

ДОВЕСОК. Оказалось - спасибо labas - это картинка из памфлета одного из основателей НСДАП Дитриха Эккарта "Могильщики России" (1921 г.) В таком случае ситуация приобретает дивную симметричность: немцы рисовали врага (как мы впоследствии - Гитлера), и сознательно не оглядывались на предлагаемые им шаблоны.

)(
Up