выходные в Адыгее

Feb 23, 2022 18:30

Каждый год мы обязательно куда-нибудь уезжаем с Anne на 23 февраля, если такая возможность, типо поездка в канун моего ДР, а билеты покупаем еще в конце осени (как только случается распродажа Аэрофлота). Так вышло и в этом году: в ноябре мы купили билеты в Краснодар, потому что я вдруг решила, что мне надо посмотреть красоты Адыгеи. Я проезжала через эту республику насквозь и один раз заезжала на день в Майкоп, чтобы просто погулять, но было это 10 лет назад. Начала искать, у кого бы купить тур, но даже с возвратом по карте Мир выходило дорого, поэтому мне очень помог сайт Дмитрия, который и водитель, и гид, и походник, и вообще молодец. Оставила заявку, он мне быстро ответил, перевели разговор в вацап: я сказала, что хочу составить программу на три дня по основным достопримечательностям для неподготовленных турЫстов)), очередность роли не играет. Он расписал мне всё, что может показать в какой из дней, с ценами (в среднем от 3500 за группу, в нашем случае за двоих, потому что мы ездили с комфортом без посторонних), четко следовал своему же плану, очень мне понравилось его отношение, т.ч. смело рекомендую. Забронировала гостиницу Майкоп Сити, которая удобно расположена и недалеко от центра, и от автовокзала, номера по очень приемлемой цене, единственный минус, что не принимают карты к оплате. На экскурсию нас забирали прямо от входа, а от автовокзала и к нему на обратном пути мы прокатились на такси по 50 рублей)) Надо помнить, что в Майкопе много частного сектора и мало тротуаров, но на экскурсии по Адыгее без собственного автомобиля лучше все-таки ездить из столицы республики, а не из Краснодара, например.

Однако наша поездка могла не состояться. Я-то взяла себе 2 дня отпуска, чтобы спокойно отдыхать 5))) Anne же получила два положительных ПЦР-теста еще до сокращения карантина до 7 дней. Накануне отлета она отправилась выписываться, ей сказали, что статус "болен covid" снимают на следующий день, то есть 19.02, а у нас самолет на рассвете. Anne развела бурную деятельность (канеш, 14 дней просидеть дома безвылазно, а тут такая радость общения), в итоге ей уже вечером пятницы прислали QR-код на год, что она переболела, но, разумеется, нам это ничего не понадобилось, только мои нервы потрепали хорошенько))

День 1, 19.02, суббота - Краснодар, Майкоп
Вылет у нас был в 6:30, АФЛ пересадил на а\к "Россия" и суперджет, так что я отлично забронировала нам двойные места, а не тройные)) Мужчина с утра был раздражен, что мы опоздаем и не успеем, видимо, очень хотел от нас избавиться)) Но проводил в ШРМ и спасибо, у нас было еще немного времении, чтобы погулять по зоне вылета, а то обычно я успеваю только в туалет забежать да бутылку воды купить, как уже начинается посадка))

Нас облили и отправили. В полете меня вдруг прошиб жар и начал зашкаливать пульс, накануне вылета вечером температура поднялась до 38(( На борту выпила таблетку парацетамола и немного поспала, к счастью, больше симптомов простуды и не было (уже по прилету домой сдала анализ крови на антитела и узнала, что второй раз я перенесла ковид за несколько минут, все-таки решение не вакцинироваться было верным). Долетели быстро, вот уже дождливый Краснодар:

Не нашли проход сразу в здание терминала. пришлось ходить через досмотр. Настроили какой-то сарай к основному зданию, влепили туда памятник Екатерине II, а как был колхозный апт, так им и остался. Ладно, нас ждал троллейбус до ж\д вокзала. На автовокзале решили арендовать автоматическую ячейку на два часа, оплатили, дверца открылась, а там чьи-то баулы уже лежат - узнаю кубаноидов))) В итоге, вместо прогулки, нам пришлось ждать диспетчера, которая открыла нам другую ячейку, чтобы мы могли оставить вещи, только после этого удалось дойти до улицы Красной.

Её, кстати, больше не делают пешеходной на выходные, видимо, только в праздничные дни. Anne никогда не была в Даре, т.ч. я ей рассказывала всякие истории с моих выездов на футбол в этот ужасно пыльный город.

Дошли до памятника Екатерине II, а там уже стало понятно, что можно двигаться в обратную сторону, если хотим успеть на автобус до Майкопа.

"Балерина и Бифштекс", бггг, названия смешные, но перекусить негде((

Сквер им. Жукова:

Трамвайные пути неподалеку от вокзалов:

Пришли опять к камерам хранения, хорошо у Anne безлимит на связь по всей стране, она вызвонила администратора, та нам отдала багаж. Отправились ждать автобус, кстати, на чемоданы надо клеить наклейки, что оплачен багаж, билета недостаточно)) Не "Икарус", как 10 лет назад, но очень пыльный салон. Пыталась поспать, но как только голова склонялась к обивке, так меня сразу пробирал чих. Пассажирка, которая сидела от меня по диагонали, сверкала глазами в мою сторону и прятала лицо в шарф))

Пожалуй, я рада, что Майкоп нас встретил дождиком, мы даже не стали рисковать идти пешком до гостиницы, вызвали такси.

Заселились и сразу отправились обедать-ужинать, выбор пал на рекомендованную Яndex кулинарию Щэлям. Не знаю, что там за национальные блюда у адыгов, взяли, что было, еще и согревающие коктейли заказали, выдали в правильных цветов чашках)))

После перекуса можно было уже и по городу пройтись. Внезапно вышли к Успенскому собору, где восхитительно звучали колокола.

Главная достопримечательность города - Соборная мечеть:

"Башня со звездами" - это памятник "Единение и согласие".

Не могу пройти мимо троллейбусов. Еще и все дни отдыха искала в продаже "Майкопский лимонад", однако реклама есть, в наличии нет((( Так и не попробовала.

Вернулись обратно на автовокзал и купили себе билет на автобус, который идет через аэропорт, пусть и рано отправляется, зато без этих пересадок автобус-троллейбус.

По дороге в гостиницу заглянули в гипермаркет Магнит, где взяли и любимый брют, и перекус, и на завтрак... Anne в гостинице спрашивала, буду ли я употреблять алкоголь после парацетамола, но к тому моменту уже почти 12 часов прошло, понятное дело, надо закрепить "лечение" брютом животворящим)))

День 2, 20.02, воскресенье - Гранитный каньон, Хаджохская теснина, ущелье Мишоко
Накануне списались с Дмитрием, он сказал, что в 9 утра будет у входа в гостиницу. В первый день он приехал с сыном, лет 8-10. Ездили мы на переоборудованной ГАЗели, салон на 5 мест, очень комфортные кресла, ну и круто, что можно было всегда вытянуть ноги. Так что транспорт на 5+. По ходу движения водитель от дороги не отвлекался, ничего нам не рассказывал, ну он и на объектах не особо много говорил, коротенько, но меня лично вполне устраивало. Если возникали вопросы, то на все были получены ответы.

Сначала мы доехали до дальней точки Гранитного каньона:

Так круто приезжать весной, когда реки полноводные, водопад не пересохший:

Дальше мы отправились лазить по валунам:

Очень уж выделялся цветом:

Водичку потрогать и не выронить смартфон - done)))

Вот по таким красивым берегам реки Белой мы и лазили:

Дальше нас привезли к Хаджохской теснине, и сейчас я могу смело НЕ рекомендовать данное место, если не были, то можно пропустить, вообще не впечатляет. Хотя, возможно, с детьми проще, есть ограждения и оборудованные дорожки, чтобы не лазить по мокрым камням, всем остальным не стоит тратить по 500 рублей с носа.

Вот такие таблички мне понравились)))

А животные в маленьких клетках и узких вольерах уже нет:

Волчицы Лана и Герда((

Грустный мишка:

Это, пожалуй, единственное красивое место:

Anne умудрилась напороться на сук, хорошо, что не глазом, но скальп себе подправила.

На парковке разнообразие)))

А мы отправились в ущелье, с надеждой, что там будет интереснее. Начали с "паразитов" на деревьях, которые уже цветут:

Автомобиль оставили у экстрим-парка, у них, кстати, большой выбор активного отдыха да и цены, на мой взгляд, адекватные.

Решили оглядеться, но пока я с трудом представляла, что мы спустимся в самый низ ущелья, а потом поднимемся обратно.

В ущелье уже настоящая весна, морозник цветет во всю:

Полноводные водопады, опять же, чем хороша поездка весной: много воды.

Сходили мы и к дальним водопадам, куда обычные туристические группы не водят, да и не пойдут люди, которые выбрали экскурсию, лазить по камням:

А мы прошли вдоль реки Мишоко и пора было лезть обратно наверх:

Вдали красной точкой обозначен экстрим-парк, где мы оставили машину, на скалах виден удивительный рост мха:

Весна, цветение и... внезапно у меня появилась аллергия. Никогда в Сочи, например, не было, а в Адыгее и в Краснодаре я до самого взлета "рыдала" и сопливилась, вернулась в Москву, как не было ничего((

По дороге на парковку мы еще залезли в какую-то пещеру, хотя сын нашего гида сказал, что больше он ни-ког-да не поведется на папино предложение "немного погулять в горах")))

И последней точкой на маршруте стал водопад Хаджох, такой маленький на реке, но все равно опасный. Несколько лет назад летом дети из поселка играли в тени реки, а в горах в это время подтаял ледник и большой поток воды устремился по руслу реки, сбивая даже деревья на своем пути, к сожалению, несколько человек погибли.

В Майкоп мы успели вернуться до 17 часов, Дмитрий довез нас до рекомендованной столовой 555.

По дороге в гостиницу я решила заглянуть на почту и спросить открытки, меня сначала послали в книжный магазин, а потом вспомнили, что им художница принесла на реализацию свои рисунки. Капец, чуть не лишили меня такой красоты. Оплата только наличными, т.к. товар не почты, но оно того стоило, на мой взгляд:

День 3, 21.02, понедельник - Лаго-Наки
У кого-то рабоче-учебный день, а мы отправляемся в горы))

Очень круто сделали скамейки на смотровой площадке:

Все вершины подписаны)))

Дальше нас ждал сюрприз на парковке, где сразу несколько хрюнделей с поросятами тормозили проезжающие автомобили и попрошайничали еду))) Такие хорошенькие, жаль, что нам нечего им было предложить.

Шли в какую-то пещеру по сугробам по колено, вспоминала прошлогодние Ергаки, правда, там столько же снега было в июне, тут хотя бы февраль, не так обидно))

Плато Лаго-Наки, наверное, когда оно все зеленое. то смотрится красиво, в снеге меня не впечатлило.

Вот ветер там был ппц, конечно.

Нафотографировавшись на всех деревьях и навалявшись на всех "обрывах", готовы были двигаться вглубь:

Да уж, без проводника по этим природным памятникам я бы точно не пошла гулять: тырнета нет, тропинок нет.

К сосне привязан канат, по которому предстояло спуститься вниз (я сразу подумала, что забираться будет веселее, но оказалось легче).

И мы попали в грот Боевой, который хорошо скрыт в скале, при этом из него очень хороший обзор всего плато:

Правда, пока мы до него дошли, поднялась метель, и равнина как будто в пелене, но все равно красиво, хотя по фото этого и не видно))

Сосны очаровательные:

Горнолыжников не видела, а вот тюбинговая горка работала на отлично:

Мы же приехали в Большую Азишскую пещеру, сначала поднялись по чистому льду на смотровую площадку.

Пускают внутрь каждый час, но только с экскурсоводом, билет стоит 500 рублей. Наша группа состояла только из нас двоих, что вообще замечательно))) Как выяснилось уже внутри, есть экскурсия подороже, там дают сапоги, каску и отправляют гулять по воде. Сразу подумала, что надо будет вернуться с Мужчиной))

Азишская пещера одна из самых больших в Европе, доступно для посещения примерно 220 м из 690. Для экскурсий была открыта примерно 40 лет назад, в последнее время стали строго следить, чтобы руками не трогали, не отпиливали, не забирали на память. Рост сталактитов и сталагмитов примерно 1 см в 100 лет.

Экскурсовод мне очень понравился, с хорошей речью, динамичный и с нормальными шутками. Сказал, что мы можем гулять и дышать под землей хоть до 18 часов, на улицу не выгоняют после окончания экскурсии, очень удобно.

На выходе мы еще заглянули в какую-то сбитую из отдельных фанерных листов палатку, где две женщины готовили обалденные хычины, хотели взять с собой, но съели прямо там, не смотря на то, что с потолка на нас капала вода, а еще ж глинтвейн наливают. Цены как в хорошем кафе, но реально вкусно.

Вечером Anne уснула, а я подписывала открытки и смотрела сериалы, как вдруг внезапно по всем каналам гарант и его "прочтение" истории. Аж мать свою растолкать захотелось, но не стала, основные моменты ей озвучила уже утром))

День 4, 22.02, вторник - Гуамское ущелье
В принципе, основное, что я хотела в Адыгее, это прокатиться на паравозике по Гуамскому ущелью, но Anne и Дмитрий сказали, что на фиг, на фиг, пешком гораздо интереснее. Ладно, по железной дороге я прокачусь с Мужчиной, еще один повод вернуться будет. Зато платить за прогулку не пришлось, тоже выгодно))

Но все равно не понимаю, как можно было отказаться Anne, ведь у нас не так много ущелий, по которым проложены пути...

В теплое время года, наверное, можно спуститься к реке, в феврале это было невозможно))

Водопады:

Сорвавшийся вагон (это очень давно произошло) был без пассажиров, но в ущелье гибли люди. Из последних случаев, сорвался лед и попал женщине в голову, она погибла на глазах у своего ребенка. Так что не прогулка в парке, а настоящая дикая природа.

Надпись просто прелесть:

Мы дошли до остановки, раньше их было две, но теперь пути разобрали, так что поезд проезжает небольшой участок. Опять же, можно было бы на нем прокатиться, а дальше по остаткам путей погулять пешком.

Сосульки:

Выглядит, конечно, впечатляюще, хотя я жалела, что мы поехали в феврале, с другой стороны, летом просто все зеленое + жара...

Бурные потоки:

Красные камни:

А так выглядят разобранные пути:

Вернулись на станцию, а туда как раз прибыл паровозик, ну вот как можно было от него отказаться?!))

В хорошую погоду можно было бы дойти до Мезмая, но мы решили туда доехать, а сначала подкрепиться в кафе "Гуамка" с ценами как в ресторане, но еда не впечатлила((

Зато порадовал подвесной мост через реку Курджипс:

Поехали мы в Мезмай на автомобиле, чтобы подняться на Орлиную полку, но там была такая грязь. Меня хватило метро на 150, после чего я сказала, что удовольствие мне это не доставит да и нагулялась уже по природе. Поехали обратно в Майкоп, на въезде проезжали мимо республиканского стадиона.

До возвращения в гостиницу и сбора вещей предложила Anne прогуляться до почты на выезде из города, чтобы посмотреть эту часть. Открытки-то я отправила, но ничего не обнаружили, кроме библиотеки для слепых.

День 5, 23.02, среда - Майкоп, Краснодар
Утром вызвала такси и за 50 рублей и 3 минуты мы добрались до автовокзала, где пришлось немного подождать нашу маршрутку. Изучала плакаты на платформах, напоминали почему-то военкомат:

На наше место полез какой-то мужичок, но нет-нет-нет, мы билеты брали за 3 дня, так что поедем впереди))) Взгляд на автовокзал и птиц:

Довезли нас до аэропорта, хотели найти камеру хранения, но есть только на улице, стоит 400 рублей за чемодан, так наш план сгонять в город налегке потерпел фиаско.

Ладно, зато мы нашли кафе-столовую, куда ходят есть работники аэропорта (за троллейбусной остановкой, пришлось даже в Яndex отправить очередную корректировку, потому что по их карте расположено с другой стороны, где ЛОВД), мне так хотелось шашлыка, а он там как раз был)))

Ели дождались начала регистрации на наш рейс, хоспади, какой же колхозный аэропорт, маленький, душный, непродуманный...

Как выяснилось позже, когда мы улетали, как раз прилетел муж моей коллеги из командировки в Нижний Новогород. Он опоздал на рейс в Ростов-на-Дону и полетел через Краснодар. Мы с ним были в последний день работы аэропорта, но пока никто об этом не знал, поэтому и паники никакой не было, только неудовольствие, что такой колхоз. Похвалила себя, что взяла билеты именно на 23е число, а не на следующий день.

Полет не оставил никаких впечатлений, прошел в штатном режиме, Москва встретила, как обычно, серым небом))

Небольшим отпуском я довольна, кроме аллергии, которая для меня стала неожиданностью (обычно в это время года я всегда езжу в Сочи, там подобных проблем у меня не бывает). Не могу сказать, что мы прямо уходились, ибо за 5 дней около 47 км всего, но это с перепадами высот и прочими сугробами, т.ч. я довольна. Надеюсь, что и через 20 лет (в возрасте Anne) смогу себе подобные прогулки позволить. По деньгам, считаю, что потрачено было приемлемо, рада, что нашли хорошего гида и увидели все запланированное. Не исключаю, что вернусь в Адыгею позднее, скорее всего осенью и на автомобиле, в принципе, я смогу составить вполне "попсовый маршрут" для Мужчины, без всяких полок и пещер, но уж точно прокачусь на паровозике по ущелью, в следующий раз мне точно никто не сможет перечить)))