Сходили всё-таки вчера с дочкой на выставку Зинаиды Серебряковой в Третьяковке, потому что если не сейчас, то потом уже никогда. 30 марта она закрывается, а картины, представленные там, принадлежат парижскому «Fondation Serebriakoff», а значит могут больше и не экспонироваться в России. Сейчас каникулы, в галерее народищу тьма, а на эту выставку, проходящую в Инженерном корпусе, очередь даже на улице стояла.
Свете выставка очень понравилась, тем более, что она не просто смотрела, а еще и получала от меня разные комментарии - я рассказывала о странной судьбе этой семьи, о манере письма художницы, о ее жизни в Париже и ее путешествиях. Пару раз ловила на себе заинтересованные взгляды посетителей, но я очень стесняюсь, когда меня слушают чужие люди, и поэтому начинала говорить тише, вобщем, экскурсии вокруг себя не собрала, слава богу :))
А вам кое-что покажу, наверное :)
Зинаида Серебрякова выросла в семье художников - она была дочь Евгения Александровича Лансере, брат ее Евгений Евгеньевич Лансере, дядя - А.Н. Бенуа. Свое призвание в России она получила на выставке художников "Мира искусства" своим знаменитым полотном "За туалетом. Автопортрет" (1909). В тяжелые для России времена, наступившие после 1917 года, наверное не было семьи, которой бы не коснулась беда. Родовое "гнездо" семейству Серебряковых пришлось покинуть, в 1919 году скончался от тифа муж Зинаиды Серебряковой, она осталась с четырьмя детьми. В 1924 году она поехала во Францию для организации выставки своих работ, которые там надеялась продать и заработать средства для содержания семьи. Но судьба сложилась так, что Зинаида осталась там навсегда. Вскоре к ней смогли присоединиться ее дети: старший сын Александр, которому тогда было около 20 лет и младшая Екатерина. Екатерине было 15 лет, когда ее совсем одну отправили через разоренную Россию и неспокойную Европу из Петрограда в Париж на перекладных. К ее пальтишку была приколота записка: "Этот ребенок находится под охраной общества Красного Креста". То ли записка помогла, то ли Бог, но девочка благополучно добралась к матери, где приняла на себя всю заботу о хозяйстве: кухня, приборка в доме и прочий быт, которым никогда не занималась сама Зинаида, вечно погруженная в работу и в Искусство.
З.Е. Серебрякова. Портрет Екатерины. 1929. Холст, масло. 73 x 60 «Fondation Serebriakoff»
Остальных своих детей, оставшихся в советской России, Зинаида не видела более 40 лет. Встретились снова они только в 1960 годах незадолго до ее смерти. Дочь Татьяна стала театральным художником, а сын Евгений - архитектором.
В Париже Серебрякова много работала, но зарабатывать удавалось нечасто. Она не была приверженцем никаких новых течений в искусстве - кубизм, абстракция и прочие эксперименты ее не интересовали, а значит она не могла стать модной в Париже тех лет. Кое-что зарабатывала портретами, но и тут были неудачи. Частенько она делала портреты просто так, без денег, только за обещание рекламировать ее, однако люди, получив прекрасную работу, тут же "забывали" о своем обещании.
Вот например один из портретов, сделанных ею на заказ:
З.Е. Серебрякова. Муся Бутакова-Евреинова. 1931. Бумага, пастель. 63 х 48 «Fondation Serebriakoff»
Писала и простых людей, это уже "для себя" - булочниц, торговок овощами. Летом они с дочерью путешествовали и ездили к родственникам в Бретань, в Ниццу и другие места. Всюду она писала пейзажи. Так как масляные краски были довольно дороги для нее, она освоила технику пастели и темперы.
З.Е. Серебрякова. Булочница. 1927. Холст, масло. 91 х 63 «Fondation Serebriakoff»
З.Е. Серебрякова. Порт Коллиур. 1930. Бумага, гуашь. 48 x 62 «Fondation Serebriakoff»
Очень любила и умела Зинаида рисовать обнаженное женское тело, однако частенько как раз с этим была напряженка. Зинаида никогда не рисовала по памяти, она всегда работала с натурой, однако натурщицы стоили дорого и на них не было денег. Временами были девушки, которые позировали ей "из любви к искусству", но они быстро выходили замуж и переставали позировать. Возможно поэтому одной из постоянных и наиболее часто встречающихся в ее творчестве образов была ее дочь - Екатерина.
З.Е. Серебрякова. Девушка на балконе. 1931. Холст, масло. 92х73 «Fondation Serebriakoff»
З.Е. Серебрякова. Бретань. Мост Л’Aббе. 1930. Бумага, гуашь, лак. 48 x 64 «Fondation Serebriakoff»
В 1928 году некий господин, желавший украсить свой особняк фресками на марокканскую тематику, посылает Зинаиду в своеобразную "творческую командировку" в Марокко с условием, что он оплачивает дорогу и пребывание в Марокко, а работы, написанные ею во время этой поездки он может выборочно забрать себе, какие ему понравятся. Серебрякова была согласна с этим условием. Марокко ее очаровало. Всё было ново и необычно и так экзотично...
З.Е. Серебрякова. Первый день в Марракеше. Вид из окна гостиницы «Континенталь».1928. Бумага, темпера. 48 x 63 «Fondation Serebriakoff»
З.Е. Серебрякова. Пейзаж с видом на внутренний двор дома в городе Фес. 1932. Бумага, темпера. 48 x 63 «Fondation Serebriakoff»
Однако с человеческой натурой, если можно так выразиться, опять возникли сложности. Заказчика, конечно, интересовали экзотичные образы "ню", так как Серебрякова славилась подобными изображениями, но в этой восточной стране не то, что "ню", но даже и просто о возможности изобразить человека было сложно даже мечтать. Едва Зинаида выходила на улицу со своим этюдником, женщины разбегались, а торговцы и ремесленники сразу закрывали свои лавочки и соглашались позировать только за определенную плату и то недолго. Денег было ограниченное количество, но приходилось платить. От этого получился довольно своеобразный вид у марокканских портретных изображений: все они имеют несколько этюдный, незаконченный характер - тщательно прописанные черты лиц и набросочно, лишь намеками, тела и складки одежды.
З.Е. Серебрякова. Сидящая марокканка. 1928. Бумага, пастель. 63 х 48 «Fondation Serebriakoff»
З.Е. Серебрякова. Марокканка с ребенком на руках. Марракеш. 1932. Бумага. Пастель. 48 x 63 «Fondation Serebriakoff»
Особенно сложно, конечно, было уговорить позировать женщин. Временами приходилось идти даже на обман. Чтобы увидеть вожделенную марокканскую обнаженную натуру Зинаида Серебрякова уговорила местную женщину-врача позволить присутствовать во время ее приема и сидеть тихонько в уголке, конечно, с условием, что посетительницы не заметят, что их рисуют. Тут можно побеседовать немного об этике художника и неприкосновенности частной жизни, но, кажется, в те времена это никого не волновало...
З.Е. Серебрякова. Играющая на ауде. (Две марокканки в белом). 1928. Бумага, пастель. 47 x 60 «Fondation Serebriakoff»
Катерина Серебрякова тоже стала художником, однако всегда оставалась в тени своей матери. Она немного зарабатывала уникальным трудом - делала миниатюрные интерьеры дворцов и замков - небольшие коробочки с искусно расписанными стенами, крошечной мебелью и фигурками в роскошных платьях. Работа эта была очень трудная и кропотливая, но совершенно малооплачиваемая. Также Катерина помогала своему брату рисовать интерьеры особняков и дворцов. Брат Александр тоже стал художником, но особенно специализировался на архитектуре и дизайне интерьеров. На выставке были представлены и их работы тоже. Они пользуются у посетителей большим успехом за свою "красивость" и филигранность исполнения.
А.Б. Серебряков. Голубая гостиная. 1943. Бумага, акварелью 33,5 х 51. «Fondation Serebriakoff»
Е.Б. Серебрякова. Блюдце с клубникой и смородиной. 1950. Бумага, смешанная техника. 20 х 25 «Fondation Serebriakoff»
Е.Б. Серебрякова. Цветы в круглой вазе. 1952. Бумага, акварель. 42,5 x 33 «Fondation Serebriakoff»
Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году. Её дочь Катя жила с ней до самой смерти Зинаиды. Замуж она не вышла и детей у нее тоже не было. Не было также детей у Александра и Евгения. Нынешние потомки Зинаиды Евгеньевны это всё дети дочери Татьяны (Таты). Носят фамилию Николаевы и многие из них тоже стали художниками.
Катерина Серебрякова жива до сих пор, ей в прошлом году исполнилось 100 лет! Катерина организовала во Франции «Fondation Serebriakoff» - фонд, посвященный своей матери, а сейчас в Москве - эту выставку, посвященную 130-тилетию Зинаиды Борисовны.
Хотя мне кажется, что эту выставку можно посвятить образу дочерней любви и самопожертвования... Но это всего лишь моё мнение...