Интересная статья попалась в журнале "Золотая палитра". "Затёртый во льдах и во времени". Автор В.В. Приклонская. Привожу отрывки.
Малознакомое имя автора - Карл Александрович Винклер, невразумительное название - не то «Ледоход», не то «Ледокол», так обозначалось произведение в разных музейных документах, оставляли картину с изображением затёртого во льдах тёмного корабля (какая-то баржа что-ли?) долгое время без внимания исследователей и зрителей.
Прояснить совсем не прозаический сюжет полотна помогло письмо художника, хранящееся в музейном архиве:
Милостивый государь!
На выставке Общества Мюссаровских Понедельников в помещении Имп[ераторского] Общ[ества] Поощр[ения] Худ[ожеств] в Петербурге сейчас находится коллекция в акварели моей работы и вместе с ней большая картина масляными красками, интересная уже по сюжету «Броненосец “Ген[ерал]-Адм[ирал] Апраксин” во льду на острове Гогланд». Писана картина эта после моего пребывания на О. Гогланд, где я жил 2 недели на ледоколе Ермак в январе 1900 года, и выставлена во многих городах России.
Эту коллекцию я с удовольствием выставил бы в Саратове, или в Вашем Радищевском Музее…
с совершенным почтением К. Винклер.
Живописных произведений Винклера известно очень мало, одно из них - «Ледокол во льду», оказавшийся «броненосцем». Авторское название и пояснение места написания картины помогло раскрыть событие, запечатлённое Винклером в пейзаже,- кораблекрушение нового корабля береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Репортажи о происшествии заполняли полосы столичных газет 1899-1900 годов.
«Апраксин» - один из трёх броненосцев с сильным артиллерийским вооружением, построенных в конце ХIХ века в России и предназначенных для действия во внутренних морях и обороны побережья. Усиление Балтийского флота объяснялось быстрым развитием иностранных флотов (в первую очередь германского). Новые корабли получили имена прославленных русских флотоводцев: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин». Торжественная закладка последнего состоялась 8 апреля 1893 года.
Вступивший в строй в 1899 году броненосец в тот же год 25 ноября в 3 часа ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд в Финском заливе.
Наибольшая пробоина площадью около 28 кв. метров оказалась в днище, через неё в носовые отделения хлынула вода. В декабре потерпевший аварию корабль оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол «Ермак». Многочисленные предложения, порой фантастические, о снятии броненосца печатались в газетах. В конце концов, созрел следующий план: просверлить в камне отверстия и заложить в них динамитные патроны. Сверление гранитного монолита с помощью алмазного бура, насаженного на соединённые между собой штанги общей длиной 23 метра, и установленных на льду станков, вращающихся вручную, оказалось весьма нелёгким делом. За 10 часов удалось проделать лишь одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит. Только после успешного окончания подрывных работ «Ермаку» 11 апреля 1900 года удалось снять броненосец с камней.
С работами по спасению броненосца связано первое практическое применение изобретения А. С. Попова - радио. Для организации большого объёма работ потребовалась надежная связь с Петербургом и Кронштадтом. Ближайшим к месту аварии населенным пунктом, имеющим проводной телеграф, был город Котка в Финляндии, расстояние до которого превышало 45 километров. Морской технический комитет предложил связать острова Гогланд и Кутсало, расположенные в непосредственной близости от г. Котка, беспроволочным телеграфом.
Для научного руководства созданием радиолинии были привлечены А. С. Попов и его ассистент П. Н. Рыбкин. Одну из радиостанций воздвигли на гранитном утесе о. Гогланд, в километре от броненосца. Оборудование для нее, а также команду моряков доставил ледокол "Ермак". Другую радиостанцию построили на о. Кутсало, вблизи почтово-телеграфной конторы г. Котка. Обе станции строились в тяжелейших условиях, при сильных морозах и метелях, но благодаря героическим усилиям русских матросов строительство было закончено в короткий срок.
После ремонта до 1905 года броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» был в Учебном артиллерийском отряде. Участвуя в Цусимском сражении во время русско-японской войны, попал в руки противника. Переименованный в «Окинасима» броненосец доживал свой век в качестве учебного корабля и в 1926 году пошёл на слом.